АКТИВНОСТЬ общественного движения "Единство" Приднестровья", особенно проявившаяся в преддверие грядущих выборов в Приднестровский парламент, соответственно активизировала и его оппонентов. Официальный Тирасполь пытается внушить приднестровцам, что "Единство" Приднестровья" провоцирует вывод Оперативной группы российских войск (ОГРВ) из конфликтного региона.
На самом деле, как уверяют военные эксперты в Москве, бывшая 14-я армия, как боевая единица российских Вооруженных сил в Приднестровье, давно перестала существовать. За прошедшие пять-шесть лет, в течение которых постепенно выводились российские войска, вся основная боевая техника была вывезена. На левом берегу Днестра остались только склады вооружений и инженерные приспособления.
Сегодня ОГРВ - это едва ли тысяча военнослужащих управленческого и обслуживающего состава. Какой-либо серьезной боевой силы ОГРВ представлять не может, и рассчитывать на нее в случае вооруженного конфликта по меньшей мере наивно. Вся истерия по поводу якобы провоцируемого "Единством" Приднестровья" вывода ОГРВ - не более чем подтасовка фактов.
Россия, подписавшая Стамбульские соглашения, обязана до конца 2002 г. вывезти все вооружение из зоны конфликта вместе с военнослужащими ОГРВ. Проводя последовательную и взвешенную международную политику, руководство РФ не заинтересовано в эскалации своих отношений с Западом - у Владимира Путина и без того хватает проблем. Поэтому вывод ОГРВ и разоружение военных складов никто не собирается отменять. Более того, как уже сообщала "НГ", 28 ноября уже ушел один эшелон в Россию, а до конца года предполагается отправить еще десять таких составов.
Зная истинную ситуацию с ОГРВ, будучи посвященным в реальные планы российского руководства по сохранению военного присутствия в регионе, общественное движение "Единство" Приднестровья" выступило с инициативой. За подписями лидеров движения появилось письмо-обращение к президентам РФ и ПМР, где говорилось, что единственный способ сохранить российское влияние в регионе - увеличить контингент российских миротворцев до 2600 человек.
В ответ местные власти организовали кампанию травли российских миротворцев, забыв о том, что восемь лет назад именно они способствовали установлению мира в регионе и поддерживали его все это время. Миротворческие силы теперь называют не иначе как "жандармами", "пособниками НАТО" и т.п. Досталось и "Единству" Приднестровья": развернута широкомасштабная кампания по его дискредитации, движение пытаются запретить.
Каковы же истинные причины неадекватных, по мнению лидеров приднестровского "Единства", действий официального Тирасполя, который на словах высказывается за союз с РФ, а на деле, по их словам, давит все пророссийски настроенные силы в республике? Во-первых, это проблема российских военных складов. Позиция руководства ПМР - "взять все и поделить". То есть военное имущество оценивается ими примерно в три миллиона долларов. Предлагается разделить его поровну между ПМР, Молдавией и Россией. Спрашивается, с какой стати Москве идти на такой авантюристский шаг? Оставлять во взрывоопасном регионе, в котором и так полно вооружений, дополнительную "пороховую бочку" - это абсурд. Да и вооружение это самой России не помешало бы в ее многочисленных горячих точках.
Во-вторых, для укрепления своей власти Тирасполь хочет опираться исключительно на собственные вооруженные силы и силовые структуры, игнорируя при этом тот факт, что их содержание непомерным бременем ложится на плечи приднестровцев. Тем не менее существование странного воинского формирования под названием ОГРВ также входит в расчеты руководства ПМР. Оно используется с целью "оказывать значительное воздействие на уровень занятости и доходов населения, являясь также источником концессионных платежей". В переводе с "научного" языка это означает: Россия должна сохранять абсолютно ненужное ей военное формирование, не способное вести военные действия, на территории Приднестровья, чтобы трудоустраивать местное население. Также она должна платить властям ПМР за наличие ОГРВ, как за иностранную военную базу. Придумано, наверное, в расчете на временное помутнение рассудка у тех, кто принимает решения в Кремле.
По-видимому, ближайшее окружение президента Приднестровья стремится любыми способами удержать власть накануне выборов в Верховный Совет. Появление сильного пророссийского политического объединения, являющегося реальной оппозицией этим силам, для них неприемлемо. Им нужна монополия власти и влияния на президента. У "Единства" Приднестровья" есть шанс помочь Игорю Смирнову превратить республику в реальное демократическое государство с развитой экономикой, однако это, видимо, не входит в планы коррумпированных чиновников. Новая Россия Владимира Путина воспринимается ими как сигнал к грядущему политическому поражению.
Тирасполь-Москва