В "НГ" НЕРЕДКИ публикации, посвященные проблемам территориальной организации Грузии. Поводом к активизации дискуссии вокруг этого вопроса стало недавнее заявление спикера грузинского парламента Зураба Жвания о том, что законодатели приступают к обсуждению вопроса о внесении в Конституцию специальной главы о политическом статусе Абхазии. При этом, по словам вице-спикера Вахтанга Колбая, речь пойдет "о статусе Абхазии в составе единого грузинского государства". Следовательно, именно вышеуказанная статья Основного закона "раз и навсегда" определит границы компромисса, на который может пойти официальный Тбилиси в процессе разрешения абхазского кризиса. Тем не менее нельзя не согласиться с высказанным в этой связи мнением, что и другие национально-территориальные образования в составе Грузии неизбежно потребуют, чтобы их статус был равен статусу Абхазии. Таким образом, при неблагоприятном для всех составных частей Грузии исходе обсуждения парламентариями указанной главы Конституции ситуация может обостриться.
В любом случае, перед центральной властью Грузии стоит задача оперативно, а самое главное - на основе целесообразности и справедливости согласовать интересы государства и внутригосударственных образований.
Фактически целью любого полноценного государства является построение и закрепление единого территориального пространства, а в рамках этого для Грузии необходима организация сплоченного населения (несмотря на религиозные убеждения и этническую принадлежность). Однако сегодня Грузия выглядит скорее разделенным, нежели неделимым государством. На наш взгляд, для укрепления целостности страны властям необходимо учитывать правильное установление территориального суверенитета и территориальной юрисдикции. При разработке Конституции Грузии 1995 г. законодатель учел норму, запрещающую отчуждение территории государства. Такое положение, закрепленное на конституционном уровне, при определенных условиях позволяет сохранить целостность страны. Между тем следует признать, что по ряду причин Грузия в ближайшее время не готова урегулировать внутригосударственные территориальные споры.
Тем временем одно становится ясным, что решения территориальных конфликтов зависят не только от определения государственных границ, но и от разграничения компетенции между органами центральной власти и органами власти внутригосударственных образований. Исходя из этого, восстановление территориального единства возможно при достижении баланса между государством и его частями не только на конституционном уровне, но и при подписании сторонами соответствующего соглашения, которое условно можно назвать "соглашением о межрегиональных взаимоотношениях и сотрудничестве". Именно на таком уровне возможно сочетание интересов центральной власти и внутригосударственных образований.
Таким образом, в свете сохранения единства и целостности грузинского государства перспективным видится организация межрегионального сотрудничества. В новом тысячелетии именно этот процесс должен лечь в основу формирования межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.
В современном конституционном праве одним из существенных базисов государственного суверенитета и защиты территориальной целостности страны является конституционный порядок государственного вмешательства во внутренние дела субъекта или составной части того или иного государства. Такого рода вмешательство оправдывается отсутствием признака суверенитета у внутригосударственных образований и сосредоточением всей полноты власти в руках Центра. Впрочем, при наличии двустороннего соглашения о сотрудничестве, такого рода вмешательство может вызвать определенную агрессивную реакцию со стороны региона или государственного образования.
В действительности в отношении Грузии еще рано говорить о подобных конституционных мерах вмешательства, поскольку Конституция страны умалчивает о форме территориальной организации этого государства. Поэтому еще не совсем ясно, какой формы территориальной организации страны будет придерживаться Тбилиси: унитарной или федеративной. Однако фактическое положение вещей убеждает нас, что будущее территориального устройства Грузии за "региональной федерацией", на что особо следует обратить внимание работающим над этой проблемой ученым и политикам.
В любом случае, как уже отмечалось выше, отношение между Центром и субъектами должны строиться по принципу партнерства и взаимной поддержки. Несомненно, что в "региональной федерации" именно партнерство должно сыграть роль противовеса, нейтрализующего опасность установления режима личной власти или иной формы политической диктатуры.
Безусловно, как бы четко ни были сформулированы конституционные положения, без учета интересов и воли населения каждого региона и государственного образования Грузии соблюдение любых правовых норм, мягко говоря, кажется некорректным. Поэтому Конституция должна быть дополнена соглашением между центральной властью и внутригосударственными образованиями - в таком случае уже не придется говорить о необходимости соблюдения конституционных норм под давлением, поскольку каждая из сторон добровольно возьмет на себя определенные обязательства. В свою очередь, властям Грузии следует продолжить диалог с внутригосударственными образованиями для начала процесса спокойного сосуществования. Еще до обсуждения будущей формы территориального устройства необходимо создать систему социальных и политических гарантий, обеспечивающих мир и справедливое завершение конфликтов. Это будет содействовать восстановлению и развитию взаимоотношений в межрегиональной федерации, поскольку именно благодаря "межрегиональной консолидации" удастся достичь результатов в региональной интеграции и устойчивом развитии страны.