Выступление в грузинском парламенте одного из представителей правящей партии - депутата фракции "Союз граждан" Ираклия Гогавы вызвало переполох среди беженцев из Абхазии. В ходе заседания депутат предложил упразднить абхазские политические органы в изгнании - Верховный Совет и Совет министров, а также другие организации, представляющие автономную республику. В качестве основной мотивации прозвучала простая версия о ненадобности этих структур, подкрепленная такими соображениями, как неэффективность деятельности, исчерпанность миссии и т.д.
Руководство парламента и фракция, впрочем, депутата не поддержали. Мало того, через день после выступления Гогавы перед зданием парламента начали собираться сотни беженцев разных возрастов, включая молодежь. Возбужденные люди говорили о том, что категорически не приемлют действий, за которыми просматриваются попытки расформирования автономных структур легитимной власти. "Такие заявления, не говоря о возможных решениях, играют на руку Ардзинбе, который стремится к достижению компромиссных соглашений за счет унижения грузинской стороны" - примерно так объясняли представители беженцев свои намерения воспрепятствовать подобным шагам путем акции протеста.
Между тем у здания парламента появились депутаты из фракции большинства, охраняемые полицейскими, и повели разъяснительные беседы с беженцами. Лидер фракции "Союз граждан" Реваз Адамия, убеждая посланцев легитимных абхазских властей в очевидности недоразумения, объяснил "необдуманное" заявление 26-летнего депутата его неопытностью и горячностью. Он подчеркнул, что мнение Гогавы не имеет ничего общего с позицией фракции. Адамия заверил толпу в готовности молодого политика взять свои слова обратно и тем самым исправить ошибку. Вскоре инцидент был почти исчерпан, хотя в политических кругах заявление не обремененного опытом депутата вызвало дополнительную нервозность. Дело в том, что в течение последних лет абхазские лидеры неоднократно просили грузинскую сторону расформировать Верховный Совет Автономной Республики Абхазия во главе с Тамазом Надарейшвили. Это позволило бы, как утверждали в Сухуми, сделать переговорный процесс более эффективным, настроило бы абхазских политиков на более доверительную волну в ходе диалога о мирном урегулировании.
Руководство Грузии не раз давало понять, что подобные условия неприемлемы, ибо политически некорректны и неоправданны с точки зрения целей и смысла диалога. С другой же стороны, Тбилиси не стал бы слишком переживать за судьбу властей Абхазии в изгнании и их руководителей, если бы беженцев можно было вернуть в свои дома на тех условиях, которые предлагает грузинская сторона. Однако этот вопрос висит в воздухе, и, видимо, долго еще замороженность конфликта будет объясняться той взаимной ненавистью, которую испытывают друг к другу Владислав Ардзинба и Тамаз Надарейшвили, их патологической неуступчивостью во всех принципиальных и не самых принципиальных вопросах.
Ранее Надарейшвили, когда эта проблема дискутировалась или зондировалась в высших эшелонах власти, заявлял о своей готовности подать в отставку в любое время, если это поможет возвращению Абхазии в состав Грузии. Однако ему дали понять, что такой шаг был бы неуместен. Через некоторое время Надарейшвили, когда у него возникли разногласия по ряду проблем с соратниками по Верховному Совету Абхазии и фракции "Абхазия", объявил о своей отставке, однако она не была принята. Будучи сторонником применения силовых мер для урегулирования конфликта, Надарейшвили (а вместе с ним и весь политический истеблишмент Грузии) ясно осознает авантюрность и несбыточность плана военного решения проблемы в условиях тотальной коррупции и смехотворного финансирования голодающей армии. Впрочем, воевать, по крайней мере в ближайшие годы, вряд ли придется. На мирном урегулировании к тому же настаивают и Вашингтон, и Москва, и ООН, и ОБСЕ. Поэтому выступление "неопытного Гогавы", которому придется исправлять "ошибку", произошло либо по заранее спланированному сценарию (что власти категорически отрицают), либо по инициативе самого депутата, которому показалась важной тема высвобождения в пользу беженцев бюджетных средств, выделяемых на содержание абхазских легитимных структур.
В любом случае Реваз Адамия как лидер самой многочисленной фракции, представляющей правящую партию, призвал беженцев и сотрудников Верховного Совета и Совета министров Абхазии не преувеличивать драматичность инцидента и восстановить нормальный режим работы.
Собравшийся в среду вечером в Тбилиси Координационный совет по делам беженцев также высказался против упразднения абхазских властей в изгнании, одновременно заявив о необходимости смены их руководителей.
Тбилиси