УКРАИНСКИЕ партии начали подготовку к парламентским выборам, которые должны состояться весной 2002 г. Политологи все же не исключают полностью возможность досрочных выборов. В связи с этим политическая ситуация в стране, сохраняя видимость стабильности, подспудно все больше накаляется.
Президент Леонид Кучма на днях предупредил парламент о том, что он готов принять самые жесткие и решительные меры в случае, если Верховная Рада не утвердит два внесенных президентом законопроекта. Речь идет об ограничении депутатской неприкосновенности и о праве президента распускать парламент (если в нем в течение месяца не сформировано большинство или если депутаты не принимают госбюджет через 92 дня после его поступления в парламент).
Оба законопроекта, на принятии которых настаивает Кучма, призваны ввести в законодательство итоги всеукраинского референдума, состоявшегося в апреле сего года. В случае принятия указанных законопроектов Верховной Радой президент временно расширит возможности своего контроля над парламентом, поскольку депутаты станут опасаться как роспуска всего законодательного органа, так и индивидуальных уголовных дел, возбужденных Генпрокуратурой. Тем более что основания для такого развития событий существуют - бюджетный процесс понемногу заходит в тупик, и ряд фракций, даже под угрозой роспуска, настаивает на немедленной налоговой реформе и на некоторых "приватизационных уступках" со стороны правительства.
Если бюджет принят не будет, а два президентских законопроекта Верховная Рада утвердит, то к Новому году у президента появится реальное право распустить законодательный орган. В связи с этим в Верховной Раде активизировались споры вокруг нового закона о выборах. Значительное число депутатов настаивает на смешанной системе, при которой часть парламентариев будет избрана по партийным спискам, а часть - в мажоритарных округах. Нынешние депутаты исходят из того, что в случае досрочных выборов надежнее баллотироваться в "прикормленных" регионах, нежели пытать счастья в длинном списке партии. Кроме того, партийные структуры (кроме разве что коммунистов), несмотря на многочисленные в последнее время попытки объединения и блокирования, все же слабы и не готовы к участию в предвыборной борьбе на уровне страны. Наиболее яркими примерами можно назвать два Руха, которые в минувшие выходные провели "воссоединительный" съезд, завершившийся, похоже, возможностью создания Руха-3. Региональные лидеры, попытавшиеся (под руководством главы Налоговой администрации Николая Азарова и главы президентской администрации Владимира Литвина) организоваться в сильную партийную структуру "под крылом" партии "Солидарность", тоже не сумели договориться. В результате появилась некая Партия регионального возрождения "Трудовая солидарность Украины" с тремя сопредседателями.
Увереннее всего в складывающейся ситуации чувствуют себя так называемые "олигархические партии", к числу которых уже традиционно относят "Демократический союз" во главе с Александром Волковым, СДПУ(о) Григория Суркиса и Виктора Медведчука, а также "Трудовую Украину", созданную Андреем Деркачем и Виктором Пинчуком. Но даже они пока не сумели договориться о сотрудничестве и "распределении ролей" на будущих выборах. Поэтому каждая из партий, сильнейших на сегодня в финансовом и административном смысле, опасаясь нечестной игры со стороны "коллег", не рискует поддерживать чисто пропорциональную избирательную систему. Хотя лидеры "олигархических партий" все же считают, что в чрезвычайной ситуации досрочных выборов они смогут договориться о распределении регионов и мест в будущем парламенте. Это, по их словам, не сложнее, нежели сохранить свое нынешнее положение и влияние до весны 2002 г.
Укрепить свои позиции многие партийные структуры мечтают за счет такого административного ресурса, как Кабинет министров. Поскольку Виктор Ющенко пока не согласился ни на одно предложение о вступлении в партию и не нашел общего языка с "партийными олигархами", в кулуарах долгое время обсуждался сценарий отставки нынешнего Кабмина и формирования нового правительства теми же олигархическими партиями. О серьезности намерений можно судить по тому, что в Конституционной комиссии сейчас находится законопроект (разработанный в рамках имплементации результатов референдума, хотя напрямую этот вопрос на референдуме не звучал) о праве Верховной Рады самостоятельно формировать правительство.
Говоря о необходимости "солидарной ответственности" парламента и Кабинета министров за ситуацию в стране, а также о прообразе будущего коалиционного правительства, наиболее сильные украинские партийные структуры не забывают о тех возможностях, которые у них появились бы на выборах в случае получения постов в Кабинете министров. "Борьба за Кабмин" не начинается главным образом по причине грядущего кризисного сезона в ТЭК и отсутствия четких договоренностей "о ненападении" в среде самих сильнейших партий. Правда, если вопрос о досрочных выборах актуализируется, олигархи, видимо, не станут обращать внимание на приведенные причины и возьмут правительство в свои руки. Ситуация развивается таким образом, что следующий украинский парламент может быть представлен несколькими олигархическими партиями, которые распределят между собой "пакеты акций" в Верховной Раде. Они же получат доступ к руководству исполнительной властью. Компартия сможет быть представлена в системе власти разве что для контраста. В таком случае сама система украинской власти уже к следующим президентским выборам окончательно оформится как олигархическая. Однако говорить о таком сценарии как о неизбежном преждевременно.
В Конституционной комиссии находится еще один законопроект - о двухпалатном парламенте. Если предположить, что президент станет активно инициировать его принятие, то вопрос о следующих выборах усложнится интересами региональных элит, которые непременно спутают карты олигархам. Пока что ситуация замерла. Все ожидают очередного хода со стороны Леонида Кучмы и готовятся к следующим выборам, которые состоятся неизвестно когда и по каким правилам.
Киев