Американцам придется смириться с тем, что реализация их проекта транспортировки каспийской нефти в лучшем случае откладывается.
В МИНУВШУЮ среду произошло знаменательное событие - был сварен последний стык, соединивший новый трубопровод с морским терминалом нефтепроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума Тенгиз-Новороссийск. Уже 30 июня будущего года первый танкер с каспийской нефтью отойдет от причала в Новороссийске. Это говорит о том, что путь транспортировки Каспийской нефти уже определен. Теперь можно с уверенностью сказать, что Россия выиграла противостояние с США по поводу маршрута перекачки нефти из Каспийского региона. Правда, в результате реализации этого проекта пострадают политические интересы США, а не экономические интересы американских компаний, поскольку многие из них являются акционерами КТК.
Напомним, госдепартамент США лоббировал свой проект транспортировки нефти каспийского бассейна из Баку в турецкий порт Джейхан. Поскольку Каспийское море по объемам запасов нефти стали сравнивать с Персидским заливом, американцы объявили этот регион зоной своих стратегических интересов. Однако они совершенно справедливо решили, что поставить Россию под свой полный контроль им не удастся. Именно поэтому США решили сделать своим "агентом" в этом регионе Азербайджан. Цель американской администрации была достаточно ясной - привязать Азербайджан к своему союзнику по НАТО - Турции. Президент Азербайджана Гейдар Алиев поддержал эту идею, и американские компании активно включились в разведку нефти на азербайджанском участке шельфа. Для постройки трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан была создана Азербайджанская международная операционная компания (АМОК). Правительство Азербайджана и транснациональные корпорации поделили этот проект пополам. В течение полутора лет были подписаны документы между АМОК и правительствами Азербайджана, Грузии и Турции.
В свою очередь, Россия предлагала свой путь транспортировки Азербайджанской нефти по старому трубопроводу Баку-Новороссийск. Однако американцы заявили, что в Азербайджане нефти очень много, а российский трубопровод имеет небольшую пропускную способность, поэтому Баку-Джейхан с пропускной способностью в 50 млн. тонн просто необходим. Но вскоре оказалось, что такого количества нефти в Азербайджане нет. Директор по связям с общественностью компании ВР в России Питер Хеншо заявил в интервью корреспонденту "НГ": "Сейчас в Азербайджане подтверждено наличие добываемых запасов нефти 4-4,5 млрд. баррелей. А для успешной реализации проекта "Баку-Джейхан" необходимо 6-6,5 млрд. баррелей". Поэтому представитель BP заявил, что теперь главной задачей АМОК станет поиск "коммерческой составляющей проекта строительства нефтепровода в Турцию". Поскольку если не будет экономической основы проекта, то не будет необходимых инвестиций.
Вместе с тем оказалось, что значительные запасы нефти есть на Севере Каспия, в зонах влияния России и Казахстана. Вот что сказал по этому поводу корреспонденту "НГ" вице-президент компании "ЛУКОЙЛ" Леонид Федун: "Как мы и полагали, основная нефть оказалась не в Азербайджане, а на Севере Каспия, в российской и казахстанской зонах. В Казахстане и России нефти будет на порядок больше, чем в Азербайджане, необходимо только найти деньги на разведку и обустройство этих месторождений". Но эта нефть пойдет через территорию России по нефтепроводу КТК. В будущем году пропускная способность КТК составит 28 млн. тонн нефти. Через несколько лет она будет увеличена до 67 млн. тонн. Судьба этого проекта была непростой. Первые шаги к его реализации были сделаны еще в 1992 году, когда Казахстан, Султанат Оман и Россия основали Каспийский трубопроводный консорциум. Но до 1995 года финансирование этого проекта практически не осуществлялось. И стороны объявили о его прекращении. Но тут в дело вмешались нефтяные транснациональные корпорации, которые предложили полностью профинансировать строительство трубопровода и создание необходимой инфраструктуры на побережье Черного моря в обмен на 50-процентное участие в КТК. Сейчас структура консорциума выглядит следующим образом: Россия - 24%, Казахстан - 19%, Султанат Оман - 7%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%, LUKARCO B. V. - 12,5%, Rosneft - Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%, Mobil Kaspian Pipeline Company - 7,5%, Agip International N. V. - 2%, BG Overseas Holding Limited - 2%, Kazakstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%, Orix Caspian Pipeline LLC - 1,75%. Сложные названия частных фирм мало что скажут читателю, как правило - это офшоры, созданные специально под проект КТК. Реально же за этими названиями стоят такие серьезные компании, как "Шеврон", "Бритиш Петролеум", "Мобил", "Шелл" и российские "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть". В результате строительство необходимых сооружений пошло очень быстро, и на сегодняшний день линейная часть трубопровода полностью готова. Предстоит еще достроить необходимую инфраструктуру, и в будущем году танкеры с нефтью пойдут в Европу.
Однако сторонники постройки трубопровода Баку-Джейхан не успокаиваются. Теперь они рассматривают вероятность транспортировки нефти из Казахстана через Турцию. Питер Хеншо прямо сказал об этом: "Так как нефти в Казахстане много, она может пойти и через Баку-Джейхан. Сейчас мы ведем переговоры с руководством Казахстана по этому вопросу". Но здесь есть одна сложность - запасы нефти в Казахстане, которые уже подтверждены и разрабатываются, пойдут через КТК. А спонсорам проекта "Баку-Джейхан" предложат заняться разведкой новых месторождений. Что, естественно, потребует длительного времени. Вот что сказал корреспонденту "НГ" вице-президент компании "Казтрансойл" Каиргельды Кабылдин: "Казахстанская нефть пойдет по КТК. Сейчас мы добываем около 30 миллионов тонн нефти в год. В ближайшие годы мы планируем прокачивать по КТК 20 миллионов тонн нефти в год. К 2014 году мы планируем выйти на 50 миллионов тонн прокачки. Если же у нас будут дополнительные объемы нефти, мы рассмотрим альтернативные варианты доставки черного золота на мировой рынок. Возможно, мы будем поставлять ее танкерами в Баку для отправки по трубопроводу Баку-Джейхан. Таким образом, реализация вожделенного американской администрацией проекта откладывается на длительный срок.