ЧЕЧЕНЦЫ, перешедшие российско-грузинскую границу около месяца назад, уже покинули больницу тбилисского авиационного завода. Местную общественность, склонную в последние годы возмущаться или иронизировать по разным поводам, чеченская проблема сегодня не слишком волнует. Однако наблюдатели, помнящие о незаконном переходе границы и размещении безоружных визитеров в больничных палатах, все же задаются вопросом об их дальнейшей судьбе.
Гости из Чечни весьма неохотно общались с представителями грузинской прессы, заявляя, в частности, что поскольку "правоохранительные органы изучали их в достаточной степени", то вопросы лучше задавать полиции и прокуратуре. "Мы не боевики и не имеем никакого отношения к криминальному миру. Неужели вы не видите этого?" - возмущались они. Избегая подробных разговоров о причинах своего бегства из Чечни, а также о планируемой продолжительности пребывания в Грузии, чеченцы объясняли: "Наши семьи остались в Чечне, потому что перевезти их нам не удалось. Мы приехали сюда жить и хотим здесь остаться. Мы потребовали статус беженцев и никуда уходить не собираемся". Некоторые из них выражали недовольство публикациями в местной печати, считая, что их по традиции ошибочно называют боевиками и даже преступниками.
Председатель Верховного Совета Автономной Республики Абхазия в изгнании Тамаз Надарейшвили в эти дни настаивал на определенных действиях грузинских властей. Если окажется, что находящиеся в Грузии чеченцы причастны к боевым действиям, то их следует передать российской стороне, считает абхазский политик. "Нам бы самим не помешало разобраться в том, кто есть кто", - отметил он, высказав мнение, что кто-то из пациентов действительно мог участвовать в абхазском конфликте и воевать против грузинских вооруженных сил. "Над выяснением этих обстоятельств работает Министерство госбезопасности Абхазии", - добавил Надарейшвили.
Между тем дальнейшая судьба чеченцев остается неясной. Заместитель начальника следственной службы Министерства госбезопасности Грузии Салакая заявил, что передача российской стороне 25 чеченцев стала бы грубым нарушением законодательства Грузии - они не могут считаться боевиками, так как добровольно сдались представителям грузинских силовых структур. Фамилии всех 25 чеченцев были переданы российским правоохранительным органам, однако ответа по этому поводу так и не поступило. По сообщению Салакая, эти фамилии не фигурируют в переданном российской стороной в Тбилиси списке лиц, находящихся в международном розыске в связи с терактами. Тем не менее возбуждено уголовное дело по факту нарушения границы, и все 25 чеченцев будут отвечать по законам Грузии.
Как оказалось, еще за сутки до пресс-конференции Салакая 23 чеченцам, окончательно выздоровевшим, удалось покинуть больницу. Неизвестно, попрощались ли они с медицинским персоналом, но врачи заявляют, что ничего не знают о дальнейшем маршруте следования своих бывших пациентов. Один из наблюдателей в частной беседе заметил, что власти Грузии вряд ли смирятся с исчезновением чеченцев, нарушивших границу, но им хотелось бы избежать слишком резких действий, которые могли бы обострить отношения, а главное - негативно повлиять на обстановку в Панкисском ущелье, где проживают кистинцы, переселившиеся некогда в Грузию чеченцы. Вероятнее всего, люди, которые выписались из больницы, взяты под покровительство неофициального представительства Чечни в Грузии или находятся под контролем местных правоохранительных органов.
Тбилиси