В ТЕЧЕНИЕ нескольких лет официальный Кишинев последовательно противодействует открытию российского консульства в Приднестровье, мотивируя это тем, что такое консульство укрепит "сепаратистов". По словам заместителя директора Второго департамента СНГ МИД РФ Юрия Спирина, несмотря на то что вопрос об открытии консульского учреждения в Тирасполе был темой неоднократного обмена письменными посланиями на самом высоком уровне, затрагивался во время визита Петра Лучинского в Москву и поездки Владимира Путина в Кишинев, молдавская сторона упорно увязывает открытие российского консульства с проблемой приднестровского урегулирования. Если учесть, что этому процессу уже 10 лет, то перед дипломатией российской державы открывается захватывающая перспектива еще столько же "работать над вопросом".
Не добившись ничего большего (при впечатляющих молдавских долгах России), российская дипломатия послушно перешла на "разрешенный" ей "вахтовый метод" работы с теми жителями Приднестровья, которые хотели бы получить российское гражданство. Метод заключается в том, что представители посольства РФ в Молдавии выезжают в Тирасполь и там в течение пяти дней в неделю ведут консульский прием населения. "Вахту" довольно часто несет всего один сотрудник посольства, а очередь тираспольцев за российским гражданством (ставшим типично советским дефицитом) выстраивается, по словам очевидцев, с 4 часов утра, так как количество желающих превышает шесть тысяч. При этом возникает резонный вопрос об эффективности работы российского посольства в Молдавии. Особенно если учесть, что примерно такая же очередь потенциальных российских граждан наличествует и в Кишиневе.
По данным российских экспертов, в Молдавии с 1992 г. по сегодняшний день российское гражданство приняли не более 65 тыс. (на Левобережье их несколько больше). Безусловно, о каком-либо искусственном форсировании и "социалистическом соревновании" в данном вопросе было бы говорить крайне неуместно, если бы не своеобразие текущего момента, в очередной раз определяемого "мягкой", но весьма энергичной экспансией Румынии. Не считаясь с тем, что, по Конституции Республики Молдова (ст. 18), ее граждане не могут быть гражданами других государств "за исключением случаев, предусмотренных международными соглашениями" (а такого соглашения сегодня между Кишиневом и Бухарестом нет), Румыния в этом году с особым размахом поставила "на поток" предоставление своего гражданства молдаванам, решившим на всякий случай переквалифицироваться в румын.
По неофициальной информации, новоиспеченным румынам платят от 50 до 100 долл. за приобретение (в данном случае этот торговый термин вполне уместен) гражданства Румынии. По ориентировочным оценкам представителей российского МИДа, число таких "граждан Румынии" достигло 300 тыс., а по сведениям некоторых депутатов молдавского парламента, озабоченных такой экспансией, эта цифра сегодня достигает уже 600 тыс.
Поэтому понятно, что "вахтовый метод" российской дипломатии, как и в целом не слишком активная работа российского посольства в Кишиневе, не идет ни в какое сравнение с натиском и размахом румынской дипломатии, у которой следует учиться грамотному и мобильному завоеванию страны с помощью "мягкой" гуманитарной интервенции (язык, история, образование), неназойливо переходящей в политическую. Заметьте, что для такого завоевания не нужны ни танки, ни самолеты, ни кредиты, ни "жесткие" заявления или, на худой конец, пресловутые "памятные записки" (главный жанр российского внешнеполитического ведомства), о которых адресат даже и не вспоминает. В данном случае не понадобилось и никакого официального разрешения на открытие консульства или работу на основе "вахтового метода" по одной простой причине: на самом деле не российские, а румынские дипломаты и эмиссары давно перешли на "вахтовый метод", причем они вкалывают на этой вахте, не жалея сил и времени, так как работают на собственную страну и ее интересы.
Цель оправдывает средства - этот лозунг ни в Румынии, ни в Молдавии никого не смущает, хотя, как уже говорилось выше, нарушает Конституцию РМ. Никого не смущает и то, что процедура принятия румынского гражданства максимально "упрощена": по неофициальной информации, примерно восемь приграничных уездных комиссариатов полиции, расположенных на территории Румынии, наделены полномочиями оформлять гражданство своей страны любому желающему гражданину Молдавии без всяких проволочек. По экспертным оценкам, в различных уездах Молдавии румынское гражданство уже оформили от 30 до 40% взрослого населения. Если румынская "вахта" (при полнейшем молчании молдавских официальных лиц, включая еще действующего президента Петра Лучинского - гаранта Конституции РМ) будет и впредь столь ударной, то в ближайшее время более половины населения республики будет иметь гражданство Румынии. После чего объятия двух народов будут скреплены, видимо, каким-нибудь общим документом двух парламентов - Молдавии и Румынии, и вопрос формального объединения двух стран будет просто вопросом техники и времени. Пока внешнеполитические ведомства Румынии и Молдавии только разрабатывают проект соглашения о двойном гражданстве, но "сама жизнь", умело направляемая этими же ведомствами, форсированно обгоняет собственное законодательство с помощью неправовых методов, нарушающих все международные нормы.
На этом фоне особенно заметны очередные "успехи" российской дипломатии в этом регионе, не сумевшей за последние пять лет, несмотря на недавние двусторонние переговоры и встречи на самом высоком уровне, добиться элементарного - открытия в Тирасполе консульского учреждения Российской Федерации.
Неторопливо текущий процесс под названием "вахтовый метод" вполне определенным образом иллюстрирует новую "наступательную" концепцию МИДа России, озвученную министром иностранных дел Игорем Ивановым, чья наступательность в ближнем зарубежье остается в основном на бумаге. Если же комплексно рассматривать последовательный процесс "отторжения" исконно пророссийского Приднестровья от России во всех сферах (начиная от гуманитарной и кончая военной), осуществляемый на протяжении ряда лет именно российским внешнеполитическим ведомством, а также под его влиянием другими российскими структурами (создание Государственной комиссии под председательством Евгения Примакова в этом плане ничего не изменило), то ежедневная эпопея с принятием российского гражданства на обоих берегах Днестра органично вписывается в логику обычной политики МИД РФ.
Российская очередь за российским же гражданством - это тоже сугубо российский опознавательный знак заботы о соотечественниках. Порицая (и справедливо) в кулуарах неправовые методы румынской дипломатии, их российские коллеги по-прежнему живут размеренной, неторопливой, патриархальной жизнью, словно не понимая очевидного: институт гражданства - сильнейший рычаг политического влияния любой страны и в любом регионе. Однако наивно было бы эту позицию объяснять неким недомыслием или "недопониманием" (все-таки у нас МИД по определению состоит из интеллектуальной элиты), но не приходится и спорить с тем, что такая политика реально никак не соотносится с заявлениями президента России Владимира Путина. Разумеется, никто не призывает российский МИД и российское посольство в Кишиневе пользоваться "вахтовым методом" Румынии, но все дело в том, что Москва просто не использует в нужный момент вполне законные методы.