КАЗАЛОСЬ БЫ, совсем немного прошло времени с того момента, как Владимир Путин в присущей ему четкой и недвусмысленной манере заявил после сочинской встречи с Леонидом Кучмой: "Россия не будет препятствовать поставкам туркменского газа на Украину". Но вот на днях полную сумятицу в газовый треугольник Ашхабад-Москва-Киев внес вице-премьер Виктор Христенко. Российский чиновник с украинской фамилией буквально огорошил возобновивших с 1 ноября куплю-продажу туркменского газа партнеров с берегов Каспия и Днепра своим заявлением о том, что не признает предлога "и", а уважает только предлог "или".
Говоря о топливном балансе Украины, г-н Христенко безапелляционно подчеркнул, что "закрыть его можно либо поставками туркменского газа, либо российского". Иных вариантов, по его мнению, быть не может.
Между тем в Ашхабаде, где только что с удовлетворением отметили поставку на Украину, после довольно длительного перерыва, первых 500 млн. кубометров туркменского газа, судя по всему, не понимают, кому в Москве можно верить. Путину, обещавшему не чинить препятствий в транзите газа из Туркмении на Украину? Христенко, поставившему фактический ультиматум украинским партнерам? Или главе "Газпрома" Рему Вяхиреву, доверенная компания которого - международная корпорация "Итера" - сейчас как раз и выполняет функции оператора по доставке туркменского топлива украинским потребителям?
Может быть, Москве невыгоден туркменско-украинский контракт на поставку в текущем и будущем году в общей сложности 35 млрд. кубометров газа? Но даже в недрах самой компании "Газпром" можно услышать мнение о том, что "пусть уж лучше туркмены разбираются с украинцами, которые столь тяжелы в смысле платежей, а мы сэкономленные объемы продадим в Европу за твердую валюту". Ведь ни для кого сегодня не секрет, что в условиях дефицита собственного топлива Россия уже не сможет без партнерства с Туркменией выполнить свои напряженные обязательства по поставкам в европейские страны. Казалось бы, только приветствовать Москве надо ситуацию, когда Киев начал осваивать невиданную для СНГ форму закупок газа с предоплатой, но нет - из Белого дома зазвучали негативные идеи.
Нелишне напомнить, что сама Россия после более чем двухлетнего перерыва вернулась к сотрудничеству с Туркменией не от хорошей жизни. И, как знать, возможно, Виктор Христенко столь резко заговорил о чужом топливном балансе как раз потому, что энергетический баланс самой России на будущий год находится под большим вопросом. Не урегулирован до сих пор, а лишь на время приглушен конфликт между "Газпромом" и РАО "ЕЭС России" по поводу сокращения последнему поставок газа. По некоторым сведениям, пока остается в силе совет Рема Вяхирева, адресованный Анатолию Чубайсу, мол, "сам покупай газ у Туркмении".
Не решен до конца и вопрос закупок Россией туркменского газа в 2001 г. Как известно, в текущем году "Газпром" за десять месяцев получил от туркменских партнеров 20 млрд. куб. м газа по цене 36 долл. за 1 тыс. куб. м. В связи с тем, что контракт был выполнен досрочно, его оператор - та же самая "Итера" - попросила у Туркменбаши еще 10 млрд. куб. м. Стороны подписали соглашение о поставке этого объема до конца года, но уже по цене 38 долл. за 1 тыс. куб. м. На сегодня "Итера" получила около 4 млрд. куб. м, остальной объем экспорта идет по украинскому контракту.
В Ашхабаде не скрывают, что в условиях, когда "Газпром" реализует топливо Украине по мировой цене, поставки туркменского газа России в будущем году "подорожают". Называются 40 и даже 42 долл. за каждую тысячу кубометров. Зная об этом, Рем Вяхирев пока не торопится в гости к Туркменбаши. В местных коридорах власти идут разговоры о том, что, возможно, визит российского газового магната будет приурочен к празднованию 12 декабря в Ашхабаде 5-летия туркменского нейтралитета. Мол, Рем Иванович знает, что в день торжеств туркменский лидер должен быть податливей.
Сам Туркменбаши в последнее время тему газового партнерства с Россией поднимал лишь на состоявшейся в понедельник встрече с послом РФ в Ашхабаде Анатолием Щелкуновым. Однако содержание разговора на сей счет не стало достоянием широкой общественности.
Ашхабад