МОСКВА, похоже, начинает налаживать целенаправленную системную работу с русской диаспорой в Молдавии. На днях на презентации, организованной в Кишиневе посольством России, были представлены учебники по русскому языку и литературе для 3-го и 5-го классов, разработанные и выпущенные местными авторами и издательскими коллективами. Причем 6 тыс. из них были изданы и бесплатно распределены по школам республики при финансовом содействии известной российской компании "ИТЕРА". Еще 7 тыс. учебников российского производства подарило Гагаузии московское правительство. Как сообщил российский посол Павел Петровский, до конца этого года из России в Молдавию будет прислано в дар более 30 тыс. учебников.
Издание эксклюзивных учебных пособий, пожалуй, оказалось первым примером успешного взаимодействия местных структур (вроде благотворительного фонда, возглавляемого женой президента Антониной Лучинской, и Министерства образования и науки РМ) с российскими - посольством РФ и разворачивающейся на молдавском рынке крупной фирмой. За скобками праздничной презентации, правда, остались отнюдь не праздные вопросы о том, удастся ли поступающими и обещанными учебниками окончательно ликвидировать их дефицит.
По словам ректора Славянского университета, председателя Ассоциации славянских учебных заведений республики Олега Бабенко, насильственная ассимиляция русскоговорящих учащихся в Молдавии продолжается, причем осуществляется самыми разнообразными способами. Наиболее активно "ликвидаторские процессы" идут в районах. При этом на первоначальном этапе многие полноценные крупные школы реорганизуются в "усеченные" девятилетние гимназии. Вследствие этого для их учащихся заведомо затрудняется возможность получения среднего образования на родном языке, а сами учебные заведения лишаются перспектив. Апробированы и другие ассимиляционные методы, например практика постепенного замещения работников педколлективов русских школ и особенно их руководителей представителями титульной национальности. Еще один вариант - перепрофилирование русской школы в национальную болгарскую, украинскую, еврейскую и т.п. с последующим постепенным превращением ее в молдавскую.
Еще хуже, считает Олег Бабенко, обстоят дела в системе профтехобразования, то есть в колледжах, куда по идее должны пойти и дети из реогранизованных девятилеток. В большинстве из них русских групп либо чрезвычайно мало, либо нет вообще, в том числе в республиканском электромеханическом колледже и в аналогичных заведениях на севере Молдавии, где проживает немало украинцев и русских. Сходная картина наблюдается и в вузах. Здесь соотношение молдавских и русских групп, обучающихся на бесплатной основе, никак не соответствует пропорциям национального состава населения. В экономической академии, например, на русском обучаются лишь по контракту, бесплатные же группы, как правило, формируются в здешних вузах по "непрестижным" специальностям. Таким образом, в Молдавии успешно осуществляется курс на подрыв национальной русской элиты, заключил Олег Бабенко.
По определению председателя Координационного совета русских общин и общественных организаций республики Михаила Сидорова, сегодня именно в сфере образования сформировалась реальная угроза выдавливания русской диаспоры из Молдавии. Было решено, что члены совета выступят по этому поводу со специальным обращением к руководству страны, а также разработают план практических действий, направленных на разрешение накопившихся проблем. В числе главных задач называлось, в частности, создание действенной системы национальной русской школы. Задействовать планируется и совет соотечественников при Госдуме РФ. Но поначалу на первом заседании его обновленного состава, намеченном на 20-21 ноября в Москве, Михаил Сидоров предполагает поблагодарить руководство российской правительственной комиссии по работе с соотечественниками зарубежья, выделившей необходимые средства в сумме более 1 млн. руб. на отправку в Молдавию упомянутых 32 тыс. учебников.
Кишинев