- ДЕСЯТОГО декабря в Приднестровье пройдут очередные выборы в Верховный Совет. Какие политические силы имеют шансы на успех?
- Своеобразие нынешней предвыборной кампании определяется участием в ней новых сил. В мощную оргструктуру за прошедший период сформировался Союз промышленников, аграриев и предпринимателей (СПАП). В него вошли руководители крупных предприятий, агрохозяйств, бизнес-фирм. СПАП уже зарекомендовал себя серьезной организацией, поднимающей актуальные, значимые вопросы. Для их решения СПАП сблокировался с авторитетной аграрной фракцией в ВС. И, думается, на выборах у них окажется немало сторонников.
То же, очевидно, можно сказать и об общественно-политическом движении "Единство". Недавно образованное по аналогии с российским, оно быстро раскрутилось, создав собственные представительства во всех городах и райцентрах, активно продвигая своих людей. Костяк "Единства" также составили прагматики - выдвиженцы из производственного сектора, бизнеса, интеллигенции.
И третьей новой силой стало движение "Обновление", объединившее прежде всего представителей предпринимательства. "Обновление" уже добилось неплохих результатов на последних местных выборах, получив, в частности, с десяток мест в Тираспольском совете.
Левые же формирования в Приднестровье обычно не имеют особого успеха и на сей раз могут рассчитывать на пять-шесть мандатов. Кстати, предыдущие выборы были ознаменованы преобразованием Верховного Совета в двухпалатный орган. Теперь же он вновь реорганизуется в однопалатную структуру с более узкими полномочиями.
- Вы поначалу голосовали против соответствующего проекта конституционной реформы, но затем его поддержали. Почему?
- Я изначально выступал против частой смены стратегического курса и пересмотра базовых документов, к каковым относится Конституция. И полагал, что перед правительством и ВС стоит немало более насущных проблем, чем корректировка принятого в 1995 году на всенародном референдуме Основного закона, который вполне мог бы еще поработать. Вместе с тем, когда заявленное реформирование стало представляться неизбежным, я счел более правильным продолжить конструктивный диалог с исполнительной властью, чтобы сохранить необходимый баланс ветвей власти и исключить нежелательную для государства конфронтацию.
Замечу, что идея трансформации в республику парламентского типа, как в Молдавии, витала и у нас. Но, как мне кажется, парламентская форма правления может прижиться и принести пользу лишь в государствах с развитой рыночной экономикой и устойчивой демократической системой, с авторитетными властными институтами и гражданским обществом, также осознающим свою ответственность за общее положение дел. Что же до Молдавии, то разразившееся там нескончаемое политическое противостояние свидетельствует о несовершенстве властной схемы в стране. Переход к парламентской республике пока не привел к успокоению в обществе. Возможно, страсти несколько улягутся после выборов нового президента. Как мне думается, это произойдет, если главой государства будет избран не лидер какой-либо партии, а политически нейтральная фигура.
- Вас не тревожит, что в результате конституционной реформы в Приднестровье президент Игорь Смирнов сосредоточил в своих руках очень большой объем полномочий? И это при том, что сроки президентского правления отныне не ограничены. Между тем одна из названных вами новых сил считается пропрезидентской, а за другой, как поговаривают, стоит Смирнов-сын.
- То, что между президентом как главой исполнительной власти и законодательным органом будут установлены более тесные и деловые контакты, меня не беспокоит. Хотя не может быть безразлично, на что окажутся направленными дальнейшие совместные усилия руководящих структур. Но полагаю, что прогнозируемый приход в ВС людей прагматического, практического толка послужит залогом дальнейшего проведения политики именно в интересах государства. Президент же, по Конституции, также обязан выполнять принятые депутатами и им самим подписанные законы. В противном случае ВС вправе инициировать процедуру отрешения его от должности.
- По мнению кишиневских наблюдателей, закрепив за собой больший набор полномочий, приднестровский президент теперь объективно заинтересован в том, чтобы поступиться какой-то их частью ради достижений договоренностей с Кишиневом по формированию общего государства.
- Конституционные изменения у нас произведены чуть более трех месяцев назад, а застой в переговорном процессе наблюдается уже два года. Очевидно, он обусловлен несогласованностью в самом молдавском руководстве. В условиях противостояния ему фактически не до Приднестровья. Не реагирует оно и на участившиеся призывы местных партийных лидеров - пересмотреть существующее соглашение с Приднестровьем или даже попросту "задавить мятежный регион". Власти Молдавии не демонстрируют достаточно последовательной политики в этом направлении. Напомню, что после подписания в мае 1997 года в Москве известного меморандума вскоре в Кишиневе был завизирован протокол (под ним стоит подпись и молдавского президента Петра Лучинского) об обязательном одновременном выполнении всех положений данного документа. Теперь же кишиневские власти настаивают на первоочередной реализации пункта о строительстве общего государства. При этом, как оказывается, и строить уже ничего не надо, так как имеется общепризнанная РМ, составной частью которой надлежит стать Приднестровью.
Другие же обязательства из меморандума, скажем, по обеспечению представительства и учета интересов приднестровской стороны во внешней политике и ее самостоятельности во внешнеэкономической деятельности молдавскими руководителями игнорируется. Они по-прежнему считают допустимым блокировать переговоры с международными финансовыми организациями, предлагают Киеву закрыть приднестровские банковские счета не в Украине и т.п. Понятно, это не укрепляет взаимопонимание. И изменения "веса" полномочий приднестровского президента тут ни при чем.
- Но говорят также, что и с Тирасполем сложно вести переговоры. Так, например, приднестровские представители поначалу одобрили разработанный в подмосковном Мещерине проект, а затем отвергли его, как, впрочем, и "примаковский" план урегулирования, восприняв его сперва благосклонно, а затем подвергнув обструкции.
- Я не исключаю, что нам действительно следует более конкретно и четко формулировать свою позицию. Но хочу напомнить, что определяется она утвержденной Верховным Советом еще в 1993 году концепцией, ориентированной на образование молдавской конфедерации. В каких-то моментах она перекликается и с так называемым примаковским планом. Мы не отвергаем сам проект и готовы над ним работать, в том числе и для того, чтобы исключить подразумеваемое им признание Приднестровья составной частью РМ. Не согласны мы и с предложенным им изменением ныне действующего миротворческого механизма с передачей его под эгиду ОБСЕ и подключением международного контингента. Как известно, еще нигде в мире применение международных миротворческих сил не принесло полноценного желаемого результата. Тогда как в Приднестровском регионе с участием российских миротворцев и при содействии ОБСЕ и Украины удалось создать действенный механизм, практически исключивший смертоубийство. Так зачем же от этого единственного положительного опыта отказываться? Логический ответ напрашивается один: кто-то желал бы, изменив апробированную здесь схему, спровоцировать новое обострение обстановки с тем, чтобы далее в одностороннем порядке силовыми методами "перерешить" приднестровский вопрос. Но такой сценарий, конечно, нас не устраивает.
- На стамбульском саммите ОБСЕ Москва взяла обязательства к конкретному сроку вывезти отсюда свое военное имущество и вывести воинский контингент. Как вы считаете, оно будет выполнено?
- По нашему убеждению, однозначно это решение выполнять не следует. Оно представлялось бы более правомерным, скажем, если бы Кишинев одно военное присутствие не спешил заменить другим. Пока же Молдавия все более активно вовлекается в орбиту Североатлантического альянса: количество натовских учений, в которых участвует нейтральное молдавское государство, с каждым годом растет. И по стандартам НАТО уже переоборудован расположенный всего в 40 километрах от нас Маркулештский аэродром. Разумеется, это небезразлично Тирасполю. Как и то, что стамбульские решения опять же принимались в нарушение меморандума, то есть без участия непосредственно заинтересованной в данном вопросе приднестровской стороны. И потому мы намерены противодействовать его реализации. В первую очередь политическими методами, в частности, разъясняя свою позицию зарубежным эмиссарам.
- Но за последнее время руководители Приднестровья неоднократно отказывались участвовать в различных международных форумах и не использовали для разъяснения своих позиций трибуну ОБСЕ в Вене. Не свидетельствует ли это о появившемся стремлении к изоляционизму, чреватому в том числе проигрышем в информационной войне?
- Известный олимпийский принцип (мол, главное - участие) здесь не подходит. Мы собираемся участвовать лишь в тех мероприятиях, которые реально могут поспособствовать прогрессу в переговорах. Поэтому, в частности, наши представители не поехали недавно в Одессу на "круглый стол" по проблематике урегулирования. Проекты его итоговых документов были заранее разработаны без консультаций с приднестровскими экспертами. Но в таком случае зачем им было играть роль дежурных гостей? Наши действия в этом вопросе продиктованы не изоляционистской политикой, но нежеланием участвовать в заведомо неэффективных действах.
- Намерены ли вы сами, Григорий Степанович, принять участие в предстоящих выборах?
- Честно говоря, поначалу не планировал. Но потом подумал, что резонно было бы довести до конца многие из начатых за прошедшие 10 лет дел, способных принести реальную пользу этой земле, где похоронены мои предки. И поэтому я вновь решил баллотироваться в качестве независимого кандидата в своем родном селе. И поскольку в отличие от молдавской приднестровская избирательная система более демократична, в этом качестве, надеюсь, я тоже имею шансы стать депутатом ВС.