ПРОШЕДШИЙ в Москве в конце минувшей недели очередной раунд российско-грузинских переговоров по вопросу о заключении двустороннего соглашения о порядке безвизового режима пересечения границы завершился безрезультатно.
Напомним, что еще в сентябре Россия объявила о своем выходе из Бишкекских соглашений, после чего всем государствам Содружества, с которыми к тому моменту еще не имелось соответствующих договоренностей, были направлены проекты таких соглашений. Кстати, в подавляющем большинстве случаев особых трудностей не возникло, документы уже подготовлены для подписания. И лишь в случае с Грузией достигнуть консенсуса пока не удалось.
Дело в том, что к проекту двустороннего соглашения российская сторона приложила вариант протокола об упрощенном порядке пересечения границы гражданами, проживающими в приграничных регионах. Это вызвало резкое неприятие со стороны Тбилиси; здесь полагают, что указанное исключение коснется в основном Абхазии и Южной Осетии, что де-факто еще более оторвет эти проблемные регионы от Грузии. Однако Москва, в свою очередь, не может согласиться с подходами грузинской стороны: это означало бы разорвать многочисленные человеческие связи, объединяющие множество людей по обеим сторонам границы, поставить труднопреодолимый барьер между тысячами соотечественников, например, жителями Северной и Южной Осетии.
Как бы то ни было, согласно существующему закону, если дальнейшие переговоры с Грузией также ни к чему не приведут, 5 декабря визовый режим на российско-грузинской границе станет реальностью. Источники в МИД РФ выражают надежду, что консультации будут продолжаться, однако особого оптимизма относительно их исхода не демонстрируют. В то же время есть все признаки того, что Москва "из гуманитарных соображений" пойдет на некоторые односторонние меры, что понятно - в противном случае о пророссийских настроениях, весьма распространенных сегодня в Абхазии и Южной Осетии, можно будет забыть. Одновременно введение визового режима с 5 декабря не должно создать непреодолимых проблем для грузинских граждан, находящихся в настоящее время в России. Скорее всего им будет дана возможность в месячный срок урегулировать свои дела.
Как сообщает корреспондент "НГ" в Тбилиси Нодар Броладзе, в понедельник Эдуард Шеварднадзе подробно высказался по этому актуальному вопросу. "Хочу подчеркнуть, что эта отнюдь не локальная проблема, как ее совершенно напрасно пытаются представить". Он обратил внимание на то, что в зависимости от решения визового вопроса можно будет судить о нынешнем состоянии и перспективах российско-грузинских взаимоотношений. "С болью в сердце хочу сказать, что то предложение, которое российская делегация предлагала грузинским коллегам, уже открыто и без всякого камуфляжа предусматривает дискриминационные меры", - отметил глава Грузии, добавив, что только граждане республики, в отличие от граждан других стран СНГ, будут поставлены в дискриминационные условия, что категорически противоречит не только российско-грузинским историческим отношениям, но и находится в полном несоответствии с нынешними и долгосрочными интересами не только Грузии, но и России. "Когда я веду разговор об интересах граждан Грузии, то подразумеваю, что в таком же положении окажутся граждане России, живущие в Грузии русскоязычные граждане. Я уже ничего не говорю о военных, которые, наверное, еще несколько лет будут находиться у нас", - заявил Шеварднадзе. Он выразил уверенность, что подобные недружественные намерения не исходят ни от президента Путина, ни от премьер-министра Михаила Касьянова. "Я несколько раз просил президента Путина внимательно изучить этот вопрос, чтобы не возникли искусственные преграды для взаимоотношений между гражданами наших стран, поскольку визовый режим фактически окончательно перечеркнет большой договор о дружбе и добрососедстве между Россией и Грузией", - сказал Эдуард Шеварднадзе. Правда, этот договор ратифицирован пока лишь парламентом Грузии, но тем не менее это очень важный, как заявил Шеварднадзе, документ, подписанный главами государств. Президент подчеркнул также, что Грузия готова на стратегический компромисс в решении всех этих проблем, однако "ключи от этого компромисса лежат в Абхазии". Шеварднадзе заметил, что столь неоправданно непримиримая позиция, связанная с визовым режимом, неправомерна в преддверии будущего саммита глав государств Содружества.
Обозреватель нашей газеты Владимир Георгиев передал, что прошедшие в Москве переговоры о введении визового режима между Грузией и Россией не стали для руководства Абхазии неожиданностью. "Такое рано или поздно должно было случиться. Но свои заявления по этому вопросу официальное руководство Абхазии сделает тогда, когда будут приняты окончательные решения и соглашения", - сказал корреспонденту "НГ" пресс-секретарь президента Абхазии Руслан Хашиг. Он также подчеркнул, что де-факто его республика не является территориальной единицей Грузии, а значит, Тбилиси и Москва вправе заключать любые договоры, которые, по их мнению, им необходимы, в том числе и по введению визового режима.
Касаясь взаимоотношений Москвы и Сухуми, Руслан Хашиг сказал, что руководство республики неоднократно заявляло, что оно против введения визового режима между Россией и Абхазией и поддерживает российское предложение об особом режиме для приграничных районов. Он также выразил надежду, что Москва введет щадящий режим для пропуска жителей республики через погранпереход в Псоу. Он мотивировал это тем, что у Москвы здесь есть свои интересы. На территории Абхазии размещены российские военные объекты, миротворческие силы, имеют место торговые отношения и происходит хозяйственный обмен.
Хотя переговоры России и Тбилиси по введению визового режима носили закрытый характер, от взгляда наблюдателей не ушел тот факт, что Грузия особенно негативно восприняла предложение российской стороны ввести упрощенный визовой режим на приграничных территориях, на что и надеется официальное руководство Абхазии. Как показали итоги российско-грузинского диалога, окончательного решения по этому вопросу не принято, хотя до начала выхода России из Бишкекского договора по визам остается меньше месяца. Таким образом, не исключено, что напряженность переговоров между Москвой и Тбилиси будет нарастать. Кто кому здесь уступит - сказать трудно, однако очевидно, что предметом торга между ними будет не только дальнейшая судьба населения неподконтрольных Тбилиси Абхазии и Южной Осетии, но и военнослужащих и членов их семей российских военных баз и объектов на территории Грузии.
Источники "НГ" в руководстве Дагестана выразили мнение, что введение визового режима с Азербайджаном, случись такое, прежде всего ударит по интересам Азербайджана. Более миллиона азербайджанцев работают на российских рынках, и вносимые ими налоги составляют значительную часть государственного бюджета этой страны, не говоря уже о том, что жители республики благодаря этому получают средства к существованию в сложных экономических условиях Азербайджана. Поэтому, когда ставился вопрос о введении визового режима, Баку опасался соответствующих негативных последствий. Возможно, считают источники "НГ" в Махачкале, когда Азербайджан занимал "особую" позицию по Чечне, Москва "давила" именно на это, после чего в Баку "всполошились", заняли более прагматичную позицию и начали выдавать дагестанских террористов. Тем не менее лезгинская проблема до сих пор не снята, и ее наличие приведет к социальному протесту против введения визового режима со стороны жителей южного Дагестана. Они экономически не связаны с Азербайджаном, но там сильны семейные связи, многие часто пересекают границу. Поэтому любые ужесточения режима могут обострить лезгинский вопрос. Источники "НГ" напомнили, что когда предпринимались попытки введения пятикилометровой приграничной зоны с особым режимом, в нее вошло много сел, жители которых сразу запротестовали, и этот вопрос был снят. Таким образом, введение визового режима ударит по интересам и России, и Азербайджана, поэтому руководство Дагестана скорее всего будет категорически против этого.
Особое мнение высказал в интервью "НГ" профессор Андраник Мигранян. "Думается, как и во многих других случаях, в этом вопросе мы имеем дело с определенной последовательностью, наподобие той, которую президент Владимир Путин демонстрирует в процессе реформы власти или борьбы с олигархами. И это естественно: если уж Россия вышла из Бишкекских соглашений, последовательность необходима. Полагаю, это хороший повод для своего рода "инвентаризации" отношений Москвы с постсоветскими государствами. Вспомним, что уже давно муссируется идея о введении "режима наибольшего благоприятствования" во взаимоотношениях России со странами СНГ. Естественно, не со всеми: этот режим должен реализовываться избирательно, в зависимости от того, как та или иная страна Содружества относится к Москве, к российским интересам.
В целом же это еще одно предметное доказательство демонстрируемых Кремлем прагматичности, реализма и трезвых подходов в сфере международных отношений, в том числе - и на постсоветском пространстве".