0
1577
Газета СНГ Интернет-версия

11.11.2000 00:00:00

Под знаменем "зеленого интернационала"

Тэги: намангани, юлдашев, иду


намангани, юлдашев, иду Боевики-исламисты на привале.
Фотография сделана с видеокассеты, найденной киргизскими военными у убитого в бою оператора бандформирования.

Можно сказать, что до августа 1999 г. исламский фундаментализм с его призывами к тотальному джихаду, к войне с неверными, для подавляющего большинства жителей Киргизии был чем-то абстрактным, отвлеченным, относящимся, скорее, к соседнему Таджикистану или Чечне. В открытой форме джихад в его радикальном понимании стал реалией в прошлогодних инцидентах на юге Киргизии, получивших название "Баткенских событий". После этого люди узнали имена Джумы Намангани и Тахира Юлдашева, узнали о существовании Исламского движения Узбекистана (ИДУ).

Тогда, чуть более года назад, военными и дипломатическими методами проблема была снята, однако и сегодня многие эксперты не уверены, что военный аспект баткенских баталий является основным. Куда важнее представляется тот факт, что у значительной части населения региона действия боевиков ИДУ не вызывали сколько-нибудь яркого отторжения. Но и это вовсе не новость: еще в середине 1990-х гг. более 80% населения Киргизии были уверены, что роль ислама в общественной жизни республики будет возрастать. Что представляется вполне закономерным: если отдельные граждане, социальные или этнические группы, целые регионы лишаются привычного статуса и образа жизни, теряют уверенность в завтрашнем дне, возрождаются не забытые за советское время религиозные, а конкретно - исламские - ценности. Тем более что одним из наиболее привлекательных мифов в исламской тематике является миф о справедливом и процветавшем халифате времен четырех первых "праведных" халифов - миф, лежащий в основе идеологии многих радикальных исламских движений. В результате деятельность эмиссаров множества экстремистских группировок оказывается востребованной населением.

В Киргизии наибольшую активность в области исламской миссионерской деятельности с начала 90-х гг. проявляют организации и граждане арабских стран, Турции и Пакистана. В связи с миграцией этнических киргизов из Таджикистана в Киргизию прибыло около полутора десятков имамов. По данным Министерства образования, науки и культуры КР, в период 1992-1996 гг. на учебу в религиозные учебные заведения Саудовской Аравии выехали 15 человек. В самой республике в последние годы нелегально работали эмиссары целого ряда религиозно-политических группировок: "Джамиат-уль-Ислами" и "Джамиат-уль-Улема" (Пакистан), "Даават-уль-иршат", "Сунни-Техриб" и "Хара Катур-ансар" (перевод - "Армия освобождения") - неопределенной принадлежности, "Ислами Джамиат-уль Туляба" (Афганистан, "Талибан"), другие.

Религиозное мировоззрение названных и многих других действующих в Ферганской долине группировок воинствующего ислама разнообразно. Однако в практике органов национальной безопасности, других госструктур, а с их подачи - и в средствах массовой информации, за всем этим многообразием закрепилось понятие "ваххабизма". Но сегодня ваххабизм - это уже скорее политический ярлык, есть другие, более реальные угрозы.

Вот, например, партия "Хизб ут-Тахрир" в своей программе провозглашает: "Идеологии, отличные от ислама, такие, как капитализм и коммунизм (который включает социализм), - это развращающие идеологии, которые противопоставлены природе человека и придуманы людьми. Их развращающее действие стало очевидным, их недостатки зримыми, и они противопоставлены исламу и его законам, так что принятие их запрещается. Принимать их и призывать к ним запрещено и учреждать на их основе группы также запрещено. Поэтому, когда мусульмане учреждают группы, они должны быть созданы только на основе ислама, исламской идеи и методов".

Именно партию "Хизб ут-Тахрир" специалисты по религиозному экстремизму считают самой главной опасностью для всего региона. Бандиты Джумы Намангани слишком просты и примитивны - результатом их вторжения на юг Киргизии и в Узбекистан этим летом стал их полный разгром. Но воевать в открытую легче, нежели бороться с теми, кто действует изнутри, кто не идет напролом, а "работает с людьми" в прямом понимании этого пропагандистского штампа советского времени.

"Хизб ут-Тахрир" имеет свою историю. В 1928 г. образовалось известное движение "Братья-мусульмане", от которого в 1951-м и откололись "тахрировцы". Первоначальным ареалом их деятельности был Ближний Восток, но постепенно движение распространялось все шире и шире. Сегодня практически во всех странах, где все население, либо его значительная часть, отождествляют себя с религией ислама, действуют ячейки этой партии. И везде - нелегально.

Сегодня единственной страной Центрально-Азиатского региона, где политический ислам легально структурирован и интегрирован в структуры власти, является Таджикистан.

Существует мнение, что вхождение оппозиции в госструктуры Таджикистана есть первый этап политической реисламизации региона - Таджикистан оказался наиболее уязвимым звеном. Если с этим мнением согласиться, становится понятным смысл поддержки, оказываемой талибами радикальным группировкам из всех стран Центральной Азии и сопредельных государств. Ясно тогда и то, почему следующим объектом избран Узбекистан. Будучи наиболее сильным в регионе как в плане становления государства в целом, так и в военном отношении, Узбекистан является, по сути, главным препятствием для радикальной исламской экспансии в регионе. Использование внутренних сил для свержения светского режима Ташкента снимает с повестки дня вопрос о непосредственном наступлении талибов на север, о чем немало говорилось в СМИ. В то же время дестабилизация в государствах Центральной Азии лишила бы точек опоры и сохраняющееся сопротивление талибам на собственно афганской территории.

Характер интересов и целей центральноазиатских государств весьма широк и диверсифицирован. Тем не менее, являясь неделимым геополитическим феноменом, Центральная Азия не может не иметь консолидированных целей в отношении происходящего в Афганистане. Сказанное относится и к России - ведь в принципе расчет афганских исламистов встретить поддержку своих идей в районах традиционного распространения мусульманской религии на постсоветском пространстве может быть оправданным. Трудности, связанные с процессом социально-экономической перестройки, вызывают негативное отношение части граждан к привнесению в общество нравственных и духовных ценностей, свойственных западной цивилизации. Кто-то находит выход в идеях реанимации социализма. В мусульманских регионах естественной реакцией может стать (и кое-где становится) поиск других стабильных жизненных ориентиров, которые видятся на пути возможной радикальной исламизации всех сфер жизни.

Пока боевики разных мастей бряцают оружием, "Хизб ут-Тахрир" работает "в массах". На протяжении последних двух-трех лет во всех (за исключением Туркмении) странах Центральной Азии спецслужбы регулярно сталкиваются с этой работой, в каждой из республик счет арестованных и осужденных (как правило, по статьям, связанным с разжиганием межнациональной и межрелигиозной розни) идет уже на сотни. Важная деталь: партия работает не только среди неграмотных крестьян. Важнейшей составляющей ее деятельности является вербовка людей из властных структур вплоть до высшего эшелона, а также работников правоохранительных органов. В практике прокуратуры одной из областей в Ферганской долине был, например, случай, когда в биографии арестованного руководителя ячейки обнаружилось несколько лет учебы в Академии ФСБ в Москве! На его допросах следователи ловили себя на том, что это не они допрашивают, но их агитируют, убеждают. Дабы избежать дьявольских уловок, следователи находили лишь одно средство - побыстрее отправить арестованного в камеру, с глаз долой. В Таджикистане коллеги рассказывали: журналисты боятся писать, снимать и говорить на тему "Хизб ут-Тахрир", поскольку практика ее деятельности включает в себя жесточайший террор против всех, кто окажется на пути. Oрганизация создана по аналогам классического подполья. Она имеет "пирамидальную" структуру. Каждая группа (халка) состоит из 4-5 членов, которые знают друг друга чаще всего лишь по псевдонимам. Этот прием, широко используемый террористами всего мира, сводит риск разоблачения к минимуму. После вступления в организацию неофиты принимают присягу, в которой есть тезис о подчинении приказу даже в случае собственного с ним несогласия, иначе - смерть. Военное образование организовано мушрифами, которые подчинены руководителю определенного региона - масулу. На национальном (государственном) уровне ячейки объединены под общим управлением мутамада. Железная дисциплина и аскетизм, основанные на крайнем фанатизме, делают организацию фактически неуязвимой и очень опасной. Место арестованного мушрифа или масулу, любого другого руководителя занимает заранее подготовленный член организации, который немедленно об этом оповещается и принимает руководящие функции, эта преемственность беспрекословно воспринимается остальными членами халки. Иначе - смерть от рук того из соратников, на кого выпадет выбор руководителя. Так реализуется еще один связующий принцип - кровавая порука. Итак, за любое неподчинение: смерть, смерть, смерть. Причем каждый участник организации изначально с этим уже согласился, давая клятву.

"Хизб ут-Тахрир" отличается от прочих наличием огромного опыта деятельности среди мусульман очень большого числа стран. Действуя нелегально, она опирается в своей пропаганде на серьезные теоретические разработки.

По данным спецслужб, в начале сентября в Кабуле прошло совещание представителей афганского "Талибана", Исламского движения Узбекистана, лидеров чеченских и уйгурских экстремистов, там были люди из Малайзии, Индии, Индонезии, Таиланда┘ И - посланники "Хизб ут-Тахрира". Речь шла, в частности, о намерениях "Хизб ут-Тахрира" взаимодействовать с широким спектром движений "зеленого интернационала", а это уже серьезно. Ведь главная цель, сформулированная в программных документах партии, - мировое господство, Исламский халифат в пределах планеты. "Она (партия. - А.К.) также стремится вернуть ее (исламскую Умму, сообщество мусульман в широком понимании. - А.К.) назад к ее прошлому могуществу и славе, когда она силой вырывала вожжи инициативы у других государств и наций. И тогда она встанет на принадлежащее ей по праву место как первое государство в мире, каким она была в прошлом, когда правила миром в соответствии с законами ислама. "Хизб ут-Тахрир" также нацелена на то, чтобы вернуть исламское руководство человечеству и привести Умму к борьбе с Куфр (территории неверия в ислам. - А.К.), его системами, идеями так, чтобы ислам заключил в себе весь мир". Комментарии излишни.

Бишкек


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
1419
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
1109
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
1800
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
1423

Другие новости