В октябре нынешнего года в столице Казахстана - Астане произошло событие, которое не осталось не замеченным ни в дальнем, ни особенно в ближнем зарубежье: президенты России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Спектр уже появившихся оценок его был весьма широк - от "создания первого на постсоветском пространстве действенного многостороннего интеграционного объединения" до "раскола и подрыва СНГ". Чтобы разобраться в новых реалиях, необходимо прежде всего проанализировать причины произошедшего.
Вряд ли кто-либо будет оспаривать то, что при своем создании Содружество Независимых Государств обладало значительным потенциалом взаимодействия и сотрудничества его участников по самому широкому спектру проблем, и прежде всего в экономической области. Многим верилось, что оно в недалеком будущем станет эффективным механизмом не только сохранения существовавших внутри единого народнохозяйственного комплекса связей, но и углубления интеграции на новой, рыночной основе. С самого начала была поставлена задача обеспечения функционирования в рамках "двенадцати" зоны свободной торговли, Таможенного союза и единого экономического пространства, проведения общей налоговой, финансовой, тарифной и социальной политики.
Однако уже достаточно скоро по целому ряду направлений центробежные тенденции в СНГ стали если не преобладать, то уравновешивать центростремительные. Обозначились расхождения в подходах государств-участников к самому характеру СНГ, принципам его строительства и функционирования.
Данная ситуация в сочетании с разрушением единого хозяйственного комплекса в условиях смены политической системы и перехода к рынку не могла не отразиться на эффективности функционирования механизма СНГ. Стало очевидно, что его превращение в полноценное интеграционное объединение, обеспечивающее свободу передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, возможно лишь в достаточно отдаленной перспективе.
Все это вызвало к жизни концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции, согласно которой формы, темпы и глубина сотрудничества избираются в зависимости от степени взаимной готовности и заинтересованности партнеров. Свое выражение она нашла в формировании ряда менее широких по составу участников, но более продвинутых по уровню сотрудничества межгосударственных объединений. Россия и Белоруссия приступили к созданию Союзного государства и, подписав 6 января 1995 года Соглашение о Таможенном союзе, заложили основание многостороннего объединения: 20 января 1995 года к ним присоединился Казахстан, а 29 марта 1996 года - Киргизия.
Дальнейший шаг вперед был сделан 29 марта 1996 года, когда четыре государства заключили Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
Активные совместные усилия партнеры направили на использование сложившегося в предшествующие годы разделения и взаимодополняемости хозяйственных комплексов для ускорения своего социально-экономического развития. В этом плане в 1997 году были подписаны такие важные документы, как Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза и Протокол о международных торговых переговорах государств-участников соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию, закрепившие общие подходы и обязательства согласованных действий в соответствующих областях. В 1998 году круг взаимодействия заметно расширился: были заключены соглашения о формировании Транспортного союза и о международном автомобильном сообщении, о единых условиях транзита через территории государств-участников Таможенного союза, о взаимодействии энергетических систем, а также целый ряд межведомственных соглашений и протоколов. Интеграционному процессу были заданы необходимые направленность и динамика. Число участников объединения возросло до пяти: в него вступил Таджикистан.
Жизнь, однако, вносила свои коррективы. Финансово-экономический кризис 1998 года не только нанес удар по "пятерке", но и заметно осложнил ход интеграционного процесса. Защищая национальные интересы, все государства, в том числе и Россия, были вынуждены пойти на принятие, зачастую без согласования с партнерами, односторонних мер.
Дополнительную угрозу национальным экономическим интересам партнеров и перспективам формирования таможенного союза создало вступление Киргизии в ВТО на условиях, практически полностью открывающих не только ее внутренний рынок, но и потенциально-внутренний рынок объединения в целом, для товаров и услуг из третьих стран.
В этой связи Белоруссия, Казахстан и Россия заявили о том, что вынуждены будут предпринять шаги по минимизации возможных последствий использования экономическими операторами третьих стран различий в условиях защиты рынков. Одним из них стало, в частности, подписанное 6 октября с.г. в Астане Соглашение о мерах по регулированию доступа на рынки государств-участников Таможенного союза товаров и услуг из третьих стран.
В этот сложный период акцент был сделан на упрочение сотрудничества в гуманитарной сфере. Президентами наших стран 28 апреля 1998 года было принято заявление "О десяти простых шагах навстречу простым людям", в рамках реализации которого партнеры подписали Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, а также соглашения об обеспечении свободного пересечения границ государств-участников объединения их гражданами, об упрощенном порядке приобретения гражданства, о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, о создании благоприятных условий для распространения программ телевидения и радио на территории объединения. Были приняты конкретные шаги, направленные на облегчение получения гражданами государств-участников образования и медицинской помощи, осуществления денежных переводов, подписки на периодические издания и т.п.
Вместе с тем к 1999 году первоначальный период завышенных ожиданий относительно темпов интеграции в "пятерке" завершился, и партнеры осознали необходимость перехода к более просчитанному и поэтапному движению. Такой подход был зафиксирован в подписанном 26 февраля 1999 года Договоре о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве. После подписания договора "пятерку" стали условно именовать "Таможенным союзом", хотя ни с правовой, ни с торгово-экономической точки зрения она таковым еще не стала. Не было завершено формирование единой таможенной территории с общими внешними границами и единой системы управления, и даже фактически функционировавший на основе двусторонних соглашений режим свободной торговли не был оформлен на многостороннем уровне. Совпадение ставок таможенных тарифов составляло всего 60%, причем только у России, Белоруссии и Казахстана.
Объективные требования экономики в сочетании с политической волей сторон обеспечили определенный прогресс в реализации упомянутого договора: в рамках "пятерки" были максимально упрощены процедуры таможенного контроля на внутренних границах, согласованы совместные действия по активизации торгово-экономического сотрудничества, заложены основы общего таможенного тарифа и принципы применения защитных мер в торговле, определены меры по укреплению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем. В целях формирования единого правового пространства партнеры сформулировали направления сближения и гармонизации национального законодательства.
Активизация многостороннего сотрудничества, возрастание количества и расширение спектра принимаемых в объединении решений и подписываемых договоров выявили его организационно-правовую слабость. Стала ясной ограниченность возможностей по выполнению задач достижения углубленной интеграции "пятеркой" в сложившемся виде, когда она не была должным образом юридически оформлена и даже, строго говоря, не имела официального названия. Все большую неудовлетворенность стал вызывать сложившийся механизм и стиль подготовки решений и документов, когда аппарат Интеграционного комитета, порой с благими намерениями ускорить интеграцию, пытался играть самостоятельную и даже лидирующую роль, не всегда учитывая мнения сторон.
В этой обстановке на заседании Межгосударственного совета 23 мая 2000 года в Минске президент России В.В. Путин высказался за решительный поворот к повышению эффективности сотрудничества и выдвинул инициативу о создании на базе объединения полноценной межгосударственной экономической организации с четкой структурой и эффективно действующим механизмом. Эти предложения встретили полное понимание и поддержку со стороны партнеров. Было принято решение о создании специальной Межправительственной рабочей группы для подготовки предложений по созданию такой организации и проектов ее уставных документов.
Казалось, осуществить организационно-правовое оформление уже существующего объединения, имеющего четкие цели, задачи и базовый механизм функционирования, будет не слишком сложно. Однако это оказалось не совсем так. Дискуссию вызвали не только вопросы о наиболее удобном месторасположении штаб-квартиры организации, оптимальной структуре органов управления и роли секретариата. Основная полемика развернулась вокруг выдвинутого российской стороной предложения обеспечить в объединении, учет "экономического веса" участников в соответствии с международной практикой. Часть партнеров выступила в пользу создания уже на данном этапе организации, наделенной определенными наднациональными полномочиями, игнорируя недостаточный для этого существующий уровень интеграции, национальных правовых систем ее участников и неполную согласованность социально-экономических программ их развития. Другие настаивали на необходимости сохранения сторонами полного суверенитета и независимости, незыблемости принципа "одна сторона - один голос" и консенсуса при принятии решений.
В итоге удалось достичь понимания неизбежности поэтапного движения по пути интеграции без забегания вперед и с учетом международного опыта в данной области. Партнеры признали, что, по существу, никто из них сегодня не готов передать часть своего суверенитета каким-либо наднациональным структурам, и согласились с концепцией создания международной организации, в рамках которой суверенные государства могли бы эффективно сотрудничать, постепенно продвигаясь к более высоким ступеням интеграции.
Все это позволило президентам России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, подписав в Астане Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, перевести сотрудничество пяти государств на качественно новый уровень. Была определена следующая организационная структура Сообщества: высший орган - Межгосударственный совет, заседания которого будут проводиться на уровне глав государств-членов не реже одного раза в год и глав правительств не реже двух раз в год для рассмотрения узловых проблем сотрудничества; постоянно действующий - Интеграционный комитет, обеспечивающий взаимодействие органов ЕвраАзЭС, подготовку предложений и проектов решений и документов по обсуждаемым вопросам и контроль за их реализацией. В период между заседаниями Интеграционного комитета текущую работу будут обеспечивать постоянные представители сторон при ЕвраАзЭС, назначаемые главами государств. На секретариат Интеграционного комитета, возглавляемый генеральным секретарем, возлагаются организационное и информационно-техническое обеспечение. Вопросами гармонизации национального законодательства государств-участников, приведения его в соответствие с заключаемыми в рамках ЕвраАзЭС договорами, разработки основ законодательства в базовых сферах правоотношений и типовых проектов законодательных актов займется Межпарламентская Ассамблея, а обеспечением единообразного применения сторонами заключаемых договоров и принимаемых органами ЕвраАзЭС решений - Суд Сообщества.
Вопрос учета "экономического веса" партнеров при принятии решений был снят введением системы "взвешенного голосования": государство с большим экономическим весом располагает и большим количеством голосов. В Интеграционном комитете они распределялись следующим образом: Россия - 40%, Белоруссия и Казахстан - по 20%, Киргизия и Таджикистан - по 10%, причем решения принимаются большинством в 2/3 голосов. Несмотря на то что доля России в суммарном экономическом весе Сообщества составляет более 80%, идя навстречу пожеланиям партнеров, мы согласились не только ограничиться вдвое меньшим количеством голосов, но и сохранить в Межгоссовете принцип принятия решений консенсусом на основе формулы "одна сторона - один голос". Финансирование Сообщества будет осуществляться по шкале, соответствующей распределению голосов в Интеграционном комитете.
Хотелось бы подчеркнуть, что предпринятый президентами пяти государств шаг полностью вписывается в концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции в рамках СНГ и ни в коей мере не противоречит перспективам развития сотрудничества двенадцати стран. Более того, "поле ЕврАзЭС" может служить для СНГ "испытательным полигоном", где будут проходить апробацию формы и методы взаимодействия, которые затем можно будет применять и на более широкой основе. Конечно, при большом желании можно использовать укрепление взаимодействия в рамках "пятерки" (равно как и строительство Союзного государства России и Белоруссии) в качестве предлога для "ответных шагов", создания "противовесов" и т.п. Конфронтационное мышление всегда найдет повод для своей реализации. Однако есть и другой - гораздо более конструктивный для всех путь взаимодействия и сотрудничества. Евразийское экономическое сообщество - открытое объединение. А для тех, кто не готов присоединиться, но хотел бы непредвзято судить о происходящем, предусмотрен статус наблюдателя.