НА ФОНЕ активизации российского руководства в плане разработки новых форм интеграции в рамках Евразийского экономического сообщества и Договора о коллективной безопасности на второй план отошла идея о создании единого государства РФ и Белоруссии. Возможно, если бы не негативная реакция мирового сообщества на подготовку к парламентским выборам в Белоруссии, последующие переговоры Путина и Лукашенко, а также югославские коллизии, связанные со сменой власти, российские политики и политологи так и не вспомнили бы о ближайшем "стратегическом партнере".
Тем не менее до сих пор нельзя с уверенностью сказать, что Москва полностью поддерживает политику нынешних белорусских властей и готова в единению. Чего стоит хотя бы не раз уже процитированная фраза Путина о "невмешательстве во внутренние дела Белоруссии", ставшая довольно жестким ответом на несколько навязчивую благодарность Лукашенко за поддержку "во время бурных политических событий". Вернувшись в Минск, президент Белоруссии рассказал о своем понимании российской позиции примерно так: "Все поняли, в том числе и россияне еще раз убедились, что Белоруссия - не "банановая" страна. Здесь абсолютное единство народа, который поддерживает власть. А значит, в Белоруссии можно работать и вкладывать средства. Мне кажется, это понимает и Европа".
Возможно, все это Лукашенко действительно услышал от Путина, хотя официальных подтверждений тому нет. Зато президент Белоруссии может похвастаться безоговорочной поддержкой некоторых российских депутатов, а точнее 11 думцев из фракций ОВР, КПРФ, Агропромышленной группы и "Регионы России". Они предложили своим коллегам согласиться с мнением, что "президентские выборы в США не могут быть исключительно внутренним делом этой страны, поскольку непосредственно затрагивают жизненные интересы других государств". В соответствующем проекте, подготовленном в ответ на действия Вашингтона по отношению к выборам в Белоруссии, утверждалось, что выборы в США "должны проводиться под действенным контролем мирового сообщества, гарантирующем соблюдение общепринятых демократических норм". Правда, этот документ под громким названием "О защите демократии в США и о международном наблюдении за выборами президента США" депутаты отказались рассматривать в виду его "юридической ничтожности".
Тем не менее Госдума уже приступила к обсуждению законопроекта о выборах в Союзный парламент РФ и Белоруссии. Как заявил ответсек парламентского собрания Владимир Аксенов, возможно, в документе будет учтено предложение о снижении требуемой явки избирателей во втором туре до 25%. Он также заявил, что депутаты изучают ход выборов в палату представителей Белоруссии с учетом перспективы будущих выборов в Союзный парламент. Кстати, новый состав нижней палаты представителей должен собираться на первую сессию 21 ноября, и здесь Александр Лукашенко планирует рассказать парламентариям о том, как он видит перспективы взаимодействия законодательной и исполнительной власти. Сейчас речь идет о передаче некоторых президентских полномочий парламенту после выборов главы государства в следующем году. Кстати, прошедшие в Белоруссии парламентские выборы Александр Лукашенко назвал репетицией президентских. И в этом с ним в принципе солидарна оппозиция, только она в отличие от президента не видит в этом ничего хорошего. Экс-спикер белорусского парламента Станислав Шушкевич в интервью Интерфаксу заявил, что новая палата представителей будет такой же "карманной и послушной", как и предыдущая, а другой экс-спикер Мечеслав Гриб сказал, что "избирательная кампания была срежиссирована", и "во втором туре в полную мощь сработал административный ресурс".
Между тем Александр Лукашенко, назвавший выборы "красивыми и элегантными", заверил, что их бойкот оппозицией закончился для нее провалом, ведь люди пришли голосовать, а давление Запада лишь способствовало активности избирателей. "Народ еще раз продемонстрировал, что он предан своему государству и своей земле и под диктовку жить не будет", - полагает президент. Более того, по его мнению, если оппозиция будет продолжать такого рода политику, "она может не дожить до президентских" выборов. "Я не преувеличиваю своих возможностей, но, может, даже надо исходить из того, что 2001 год - это год Лукашенко, и он способен выиграть на выборах", - не стал скромничать глава государства.
Вместе с тем не совсем понятно, на чем основан его оптимизм. Прогнозы в отношении дальнейшего развития событий в Белоруссии строятся самые разнообразные, вплоть до "югославского сценария". Однако на этот счет у президента есть свои аргументы: "Никогда подобное Югославии в Белоруссии не случится, хотя бы потому, что в Белоруссии - не Милошевич, а Лукашенко... Лукашенко бы боролся за народ и за власть, которую он ему доверил".
Вообще-то говоря, цитировать белорусского президента можно до бесконечности, но нельзя не учитывать, что в Европе некоторые эмоциональные его высказывания воспринимают вполне серьезно и пока не собираются положительно решать вопрос о возвращении представителей Минска в ПАСЕ. Однако и на этот счет у белорусского руководителя тоже есть оригинальное мнение: "Если нашему новому парламенту найдется достойное место в европейских организациях, то результат будет нормальный. Если они начнут давить парламент и не считаться с выбором народа, я буду вести себя адекватно".