ГОДОВЩИНА трагических событий в Национальном собрании Армении 27 октября 1999 г. стала поводом к заметной активизации внутриполитической жизни республики, где в последнее время царило полное спокойствие. С резкой критикой в адрес президента Роберта Качаряна выступил накануне известный в прошлом политик, член некогда легендарного комитета "Карабах" Ашот Макучарян. Правда, в последние годы популярность этого яркого оратора, "звезды" всех митингов конца 80-х начала 90-х годов практически сошла на нет. Поэтому "местные наблюдатели склонны считать, что нынешняя "политическая реанимация" г-на Манучаряна является прежде всего симптомом того, что в стране может возникнуть очередной кризис.
Впрочем, те же наблюдатели также сошлись во мнении, что бывшему соратнику первого президента Левона Тер- Петросяна, а впоследствии ярому оппозиционеру, скорее всего, не удастся вновь стать "любимцем публики", несмотря на все его старания: слишком мало было желающих участвовать в митингах, которые в последнее время проводит возглавляемый Манучаряном Союз социалистических сил.
В этом отношении много успешнее выглядит деятельность известного московского бизнесмена, председателя ассоциации "XXI век" Аркадия Вартаняна. Если еще сравнительно недавно его можно было отнести к деятелям вполне умеренного толка, то сегодня в Ереване нет более активного критика существующей власти и лично президента Роберта Кочаряна. Существенный нюанс состоит в том, что г-н Вартанян является гражданином России, что не мешает ему самым активным образом участвовать во внутриполитической жизни Армении. Настолько активным, что это в прямом смысле слова напугало некоторых его сотрудников. В частности, редакционный коллектив спонсируемой г-ном Вартаняном ереванской газеты "Новое время" заявил о своем несогласии со взглядами работодателя: по мнению журналистов, его подходы деструктивны и провоцируют неконтролируемую дестабилизацию. Результатом демарша, как и следовало ожидать, стало закрытие газеты.
Нельзя сказать, что новая оппозиция ищет для привлечения сторонников слишком оригинальные подходы или находит новые козыри в борьбе с властями. Напротив, набор обвинений остается вполне традиционным: власть, по своему обыкновению, пытается "продать Карабах", а также "поменять традиционную пророссийскую ориентацию армянского народа на прозападную", с каковыми низменными целями официальный Ереван, мол, и плетет нескончаемые интриги на международной арене. "Откровения" подобного рода успели всем изрядно поднадоесть. Тем не менее акция протеста, организованная 30 октября Аркадием Вартаняном, получилась достаточно массовой. В ней, по разным подсчетам, участвовали от пяти до десяти тысяч человек. По-видимому, латентное недовольство людей социально-экономическими обстоятельствами, ощущение безнадежности и безвыходности привели к резкому всплеску критических настроений.
Еще за несколько дней до годовщины террористического акта в парламенте Аркадий Вартанян заявил о намерении провести митинг и получил на то разрешение городских властей. Начало мероприятия, однако, было отложено: Вартаняна пригласили в столичное управление внутренних дел, надо полагать, "для беседы". Но задушевный разговор не удался. Явно подозревая правоохранителей в провокационных намерениях, оппозиционный предприниматель явился в УВД в сопровождении консула РФ в Армении г-на Хрулева. Российский дипломат, кстати, заявил, что в действиях Вартаняна нарушения законов республики он не усматривает, но в то же время настоятельно посоветовал ему "не делать шагов, противоречащих интересам России в Армении".
Не исключено, что это по-дипломатичному обтекаемое заявление в какой-то мере обидело бизнесмена, считающего себя главным защитником интересов Москвы в регионе, настаивающего на необходимости дальнейшей всесторонней интеграции двух государств. В то же время в словах консула власти могли усмотреть нежелание российской стороны идти на обострение отношений в связи с данным конкретным поводом.
Как бы то ни было, дальнейшие события получили весьма неожиданное продолжение. По окончании митинга, где Вартанян пообещал "разобраться с преступными властями", его участники по призыву организаторов направились с площади Свобод к резиденции главы государства, где провели массовое пикетирование. Заметим, что соответствующего разрешения у них на это не было. В результате акции на несколько часов была блокирована одна из основных транспортных магистралей Еревана - проспект маршала Баграмяна. Как сообщил в тот же вечер ИТАР-ТАСС со ссылкой на начальника штаба УВД армянской столицы полковника Восканяна, акция в целом прошла без нарушений общественного прядка и "никто из ее участников арестован не был". Последнее разъяснение, вероятно, понадобилось в связи с тем, что по городу начали распространяться слухи об арестах (в частности, о задержании самого Аркадия Вартаняна) и о том, что на улицы были выведены водометы и подразделения ОМОНа. Этого на самом деле не было.
Однако чуть позже, в ночь на 31 октября, Аркадий Вартанян действительно был задержан - как объяснили в МВД республики, "за незаконное проведение шествия в Ереване". Кстати, по сведениям из неофициальных источников, задержание носило достаточно жесткий характер: якобы дверь особняка, в котором проживает г-н Вартанян, была взломана, многие окна в доме разбиты. Вместе с бизнесменом был задержан и его адвокат Каро Караетян, который также участвовал в митинге и пикете у президентского дворца.
Согласно закону, задержание без санкции суда не может длиться более трех суток. Вероятно, именно поэтому было оперативно проведено заседание суда первой инстанции, который и приговорил Аркадия Вартаняна к десяти, а его адвоката - к семи суткам ареста. Надо полагать, власти надеются, что по выходе из изолятора непокорный бизнесмен умерит свою представляющуюся чрезмерной активность. Время покажет, насколько обоснованны подобные прогнозы. Любопытно также, какова будет реакция российского посольства в Армении. Впрочем, хорошо известно, что армянские граждане в России в случае нарушения законов (а иногда - и без этого) имеют проблемы с правоохранительными органами. Что не становится причиной демаршей со стороны Еревана. В данном случае также сомнительно, что инцидент подвигнет российскую сторону на какие-либо резкие действия: Москва, насколько можно понять, уровнем существующих двусторонних отношений с Арменией вполне удовлетворена и омрачать их вряд ли пожелает.