ВЫБОРНАЯ кампания в Киргизии велась бурно, и несмотря на то, что исход голосования, по сути, был предрешен, властям, похоже, еще долго придется спорить с оппозицией по поводу демократичности голосования. За президентское кресло с действующим президентом Аскаром Акаевым боролись правозащитник Турсунбек Акунов, председатель Социал-демократической партии Алмаз Атамбаев, депутат парламента Турсунбай Бакир Уулу, вице-спикер парламента и лидер партии "Ата-Мекен" Омурбек Текебаев, журналист и лидер Народной партии Мелис Эшимканов. Уже на следующее после выборов утро председатель Центризбиркома Сулайман Иманбаев поздравил Аскара Акаева с убедительной победой и заверил, что нарушений в ходе голосования не зафиксировано. Через несколько дней Конституционный суд даст заключение о законности проведенных выборов, за чем последует инаугурация.
Стоит ли говорить, что оппозиционные кандидаты, удрученные своим поражением, сразу же заговорили о том, что власти взяли курс на свертывание демократии. Основной интригой выборов стало совместное заявление предвыборных штабов кандидатов на президентский пост Атамбаева и Текебаева. На одном из избирательных участков в Бишкеке еще до начала голосования во время проверки избирательной урны председатель Избиркома нашел в ней 701 бюллетень, 700 из которых было отмечено за кандидата Акаева и 1 за Акунова. Сначала глава Центризбиркома назвал случившееся провокацией, а ближе к вечеру обвинил в провокационных действиях наблюдателей Атамбаева и Текебаева. Это доверенные лица Атамбаева и Текебаева навали "необоснованной ложью", с помощью которой власти пытаются прикрыть грубейшую ошибку ЦИК и для этого ищут крайних. Авторы заявления уверяют, что располагают данными о том, что председатель участковой избирательной комиссии находится в МНБ и дает показания под диктовку сотрудников спецслужб. Сам Текебаев в день выборов заверил журналистов, что "если выборы будут честными, мы уверены на 100 процентов, что можем победить... Я думаю, что только фальсификации могут снова привести власть к победе". Между тем Аскар Акаев был более осторожен (хотя, возможно, немного лукавил), говоря утром 29 октября о возможности своей победы: "Cомнения всегда со мной, это всегда помогает избрать правильное решение, правильный курс".
К слову сказать, двумя днями раньше исполнилось 10 лет президентству победителя. 27 октября 1990 г. на заседании Верховного совета Киргизской советской социалистической республики академик Аскар Акаев был впервые избран президентом Киргизии. Свою победу Акаев подтвердил и на всенародных выборах 12 октября 1991 г., после которых он стал президентом уже независимой Киргизии. 24 декабря 1995 г. Аскар Акаев вновь победил и стал президентом еще на один пятилетний срок. Конституция Киргизии запрещает быть президентом более двух сроков, но Конституционный суд определил 13 июля 1998 г., что после принятия нового Основного закона в мае 1993 г., Акаев был избран только один раз.
* * *
ДАЛЕКО не весь электорат республики можно отнести к сторонникам Акаева. Но выбирать больше некого. Единственный вероятный претендент - бывший близкий соратник Акаева, Феликс Кулов, ушедший в оппозицию прежде всего из-за своей ярко выраженной проамериканской ориентации, в августе получил отказ в регистрации Центризбиркомом по простой причине - незнание государственного языка. Впрочем, Кулов - выходец из кругов городской киргизской элиты, и, если бы даже он и вышел в кандидаты, подавляющее большинство киргизского населения, особенно не городского, вряд ли встало бы на его сторону.
Другой соперник Акаева, Омурбек Текебаев выступал с весьма экстравагантным предложением по обеспечению безопасности страны. Он прямо заявил о необходимости начала военных действий против Таджикистана и Афганистана, где находятся базы боевиков Исламского движения Узбекистана, уже второй год подряд совершающих акты агрессии против Киргизии.
Депутат парламента Турсунбай Бакир уулу, напротив, не скрывает своих связей с боевиками Исламского движения Узбекистана. Бакир уулу создал себе имидж цивилизованного мусульманина и призывает к сознанию исламского государства светского типа. Примерно для половины здешнего электората подобный призыв адекватен предложению собирать чемоданы и убираться восвояси. Близок по духу к ним еще один кандидат - Турсунбек Акунов. В 1995 г. он в качестве правозащитника по линии американских правозащитных организаций побывал в Чечне и сейчас в своих предвыборных роликах и на плакатах демонстрировал братские отношения с чеченскими сепаратистами, что не нашло здесь понимания даже в местной чеченской диаспоре, предпочитающей нормальную мирную жизнь.
По данным Центризбиркома на 16 часов местного времени, поступили данные по всем избирательным участкам. Итоговая явка избирателей составила 77,33%. Расклад же голосов выглядит следующим образом:
Аскар Акаев - 74,45%,
Омурбек Текембаев - 13,85%
и Алмазбек Атамбаев - 6,0%. Остальные претенденты получили совсем уже незначительную поддержку.
Психологи неофициально говорят об идеально выстроенной избирательной кампании президента, где было очень мало каких-либо выдающихся элементов. И это, наверное, хорошо. Плохо, вероятно, другое. За "акаевское" десятилетие в республике не появилось серьезных хотя бы потенциально альтернативных лидеров. Вырастут ли они в предстоящие пять лет?
Любопытный факт: накануне выборов администрация президента Акаева в таинственной обстановке сообщила избранным журналистам о том, что в ночь с 26 на 27 октября факсом были получены очередные послания от руководителей Исламского движения Узбекистана с угрозами в адрес руководителей республики за поражение, нанесенное боевикам на южных рубежах Киргизии в августе-сентябре.