НА 30 ОКТЯБРЯ, как об этом уже сообщала наша газета ("НГ", 24.10.2000 г.), в Вене под эгидой ОБСЕ планировалась встреча руководителей экспертных групп Кишинева и Тирасполя с участием председателей государственных комиссий со стороны России и Украины как стран-гарантов и главных посредников в урегулировании приднестровской проблемы. Однако после встречи председателя российской государственной комиссии Евгения Примакова с министром иностранных дел ПМР Валерием Лицкаем стало ясно, что "Венский вальс" отменяется, поскольку в очередной раз приднестровской стороне было предложено согласиться с заранее неприемлемой формулой.
Наряду с пунктами Соглашения об основах взаимоотношений Республики Молдова и Приднестровья, соответствующими Меморандуму и другим правовым обязательствам России как гаранта стабильности и безопасности региона, проект включал положение, полностью перечеркивающее не только эти обязательства, но и саму роль России, а заодно и Украины, как главных действующих лиц миротворческого процесса. Так, пункт 11 данного проекта, начинающийся с нейтральной формулы "Гарантии данного Соглашения осуществляются Россией и Украиной при содействии ОБСЕ", затем во всей красе разворачивает этот тезис о "содействии". Фактически Россия и Украина лишаются каких-либо решающих полномочий: "Стороны считают необходимым обратиться к ОБСЕ с просьбой осуществить операцию по поддержанию мира и стабильности. В состав сил по поддержанию мира и стабильности войдет группа международных наблюдателей ОБСЕ. Основу вооруженного компонента этих сил составит воинский контингент РФ, а также воинский контингент Украины. Мандат операции ОБСЕ согласовывается со Сторонами".
Любимая Примаковым формула "сдачи" ОБСЕ (а фактически США и НАТО) всех полномочий России отличается последовательностью и, что удивительно, не вызывает среди состава Госкомиссии ни малейшего возражения или как минимум удивления.
Еще один пункт проекта Соглашения недвусмысленно развивает предыдущий тезис: "В случае возникновения угрозы миру и стабильности в регионе любая из сторон вправе обратиться к странам-гарантам с просьбой об осуществлении всех необходимых действий, которые будут определяться с участием ОБСЕ" (выделено мной. - Н.А.). На каком основании "стороны" должны обратиться к ОБСЕ "с просьбой" (!) осуществить операцию по поддержанию мира и стабильности? Разве Россия и Украина после восьми лет своей успешной миротворческой деятельности вдруг перестали справляться со своими обязанностями гарантов?
Сомнительно при этом, что основу вооруженного компонента "обновленных" сил по поддержанию мира составит воинский контингент России - Украине еще могут "разрешить" присутствовать, учитывая ее особые отношения с НАТО, а в том, что Россия будет оттуда выброшена незамедлительно, - в этом мало кто сомневается, в том числе и российские военные специалисты. Надо сказать, что международные наблюдатели и без разрешения г-на Примакова, в отличие от его комиссии, буквально не вылезают из Приднестровья - излишне говорить, что большинство этих наблюдателей, какие бы "европейские" структуры они формально ни представляли, являются прежде всего выразителями политики США.
Итак, "венский вальс" на этот раз отменен, но это не значит, что тезис о ведущей роли ОБСЕ в регионе, всеми силами по неизвестным причинам последовательно проталкиваемый г-ном Примаковым, не появится в обновленном виде в других проектах.