0
800
Газета СНГ Интернет-версия

28.10.2000 00:00:00

Требования Москвы можно игнорировать?

Тэги: Грузия, Чечня


ВООРУЖЕННЫЙ отряд чеченских боевиков, блокированный несколькими днями раньше подразделениями подоспевших на помощь пограничникам силовых структур Грузии, снялся с места и выдвинулся к ущелью реки Асса в направлении грузино-российской границы, то есть повернул обратно, заявил командующий пограничными войсками Грузии генерал-лейтенант Валерий Чхеидзе. По его словам, в Тбилиси было принято решение о сужении блокированного района и преследовании группы боевиков. О передвижении чеченской вооруженной группировки в направлении границы в сторону России Чхеидзе сообщил своему российскому коллеге, директору Федеральной пограничной службы Константину Тоцкому.

Пресс-конференция главы пограничного департамента Грузии внесла некоторую ясность в картину событий, сумбурно и в спешке комментировавшихся официальными лицами. Представляется, что пересекший границу на ингушском участке отряд чеченцев преодолел в течение многодневного перехода сложный рельеф Архотского ущелья и оказался на территории Грузии. Пока не вполне ясно, почему одна его часть была вооружена, а другая безоружна. Группа чеченцев, числом до 25 человек, после переговоров, которые с грузинской стороны был уполномочен вести начальник Генерального штаба Министерства обороны Джони Пирцхалаишвили, была перевезена в Тбилиси для лечения. Пирцхалаишвили подтвердил, что члены этой группы выглядели обессиленными. Предварительно те из них, у кого было оружие, разоружились. У остальных членов группы, как утверждается, оружия не было.

У чеченцев, которым посчастливилось попасть в клинику Тбилисского авиационного производственного объединения, "врачи зафиксировали пневмонию, расстройство нервной и иммунной системы". Об этом заявил министр здравоохранения Автандил Джорбенадзе. Раненых среди помещенных в больницу нет, а курс лечения продлится, по его же словам, "от пяти до семи дней". Лечение чеченцев, сообщил министр, оплатит Минздрав. Кстати, как только об этом узнали пациенты из Чечни, они обратились к властям с просьбой о предоставлении им статуса беженцев.

"Мы - мирные жители - шли из Чечни, - рассказал в больничном коридоре один из чеченцев. - Нас было 30 человек. Над нами кружили вертолеты. Некоторые из нас погибли. Нас осталось 25 человек. Мы преодолели тяжелый путь, чтобы найти кров над головой и понимание грузинских братьев".

Армейским и полицейским подразделениям пришлось приступить к операции по вытеснению боевиков с территории страны сразу после того, как ультиматум разоружиться принят не был. Пирцхалаишвили заявит позже, что чеченцы обратились с просьбой перезимовать в Грузии или же транзитом пропустить их на территорию третьей страны.

Грузинская сторона категорически отказалась пропустить группу вооруженных чеченцев, примерно около 40 человек, во внутренние районы страны или предоставить им свободный и беспрепятственный проход в Азербайджан или Турцию. Переговоры с представителями боевиков продолжались до наступления вечера 24 октября. Согласно пояснению Чхеидзе, чеченцы отказывались добровольно сдать оружие в течение нескольких часов, так как этот шаг, сказали они, "нанесет урон их репутации воинов".

Тем временем наблюдается определенная путаница с правовой квалификацией вторжения вооруженных чеченцев в пределы Грузии. Как объяснил министр иностранных дел Ираклий Менагаришвили, говорить о том, с кем имеет дело грузинская сторона - боевиками или беженцами, - пока рано. "Сначала надо выяснить, по своей ли воле они появились на территории Грузии, а также как они относятся к событиям, которые происходят в Чечне", - считает министр. Притом если кто-либо из них окажется преступником и российская сторона представит убедительные доказательства этого, то Грузия в соответствии со взятыми на себя международными обязательствами, безусловно, рассмотрит вопрос их дальнейшей участи, не исключая возможности экстрадиции.

В первые дни после инцидента считалось, что пока вина этих людей не доказана, они имеют право покинуть территорию Грузии либо потребовать для себя статус беженцев. Кроме того, поскольку нет визового режима, то они даже нарушителями границы как бы не являются. Менагаришвили заявил, что, насколько известно относительно людей, которые в настоящее время находятся под контролем грузинских властей, нет данных, свидетельствующих об их причастности к преступлениям, и поэтому "у грузинской стороны нет пока оснований предпринимать какие-то особые меры". Один из главных вопросов: на каком основании группе вооруженных лиц можно предложить покинуть пределы страны после незаконного вторжения с автоматами наперевес? Ответ: по закону вооруженный субъект должен быть задержан и передан правоохранительным органам. Но в интересы Грузии не входит кровопролитие с опасными для региона последствиями. Одновременно только так можно избежать серьезного обострения обстановки в Панкисском ущелье, где находится около 7 тыс. беженцев из Чечни. Кроме того, следует помнить об обязательствах Грузии перед соседними государствами. Поэтому выдворение за пределы Грузии вооруженных людей, даже если это преступники и их задержание было бы предпочтительней, все-таки является меньшим злом, чем вооруженное столкновение.

Представители грузинского руководства заявляют, что российской стороне предлагается активное сотрудничество в области борьбы с терроризмом. Тем более что из Тбилиси российским коллегам была своевременно передана информация о проникновении вооруженной группы, на что, по свидетельству того же Менагаришвили, был получен ответ об отсутствии на той стороне признаков для особой тревоги. В то же время, сказал министр иностранных дел, правоохранительные органы Грузии уже следили за передвижением вошедших в Грузию чеченцев. Менагаришвили выразил надежду, что российское руководство правильно поймет официальный Тбилиси и воспользуется искренним желанием грузинской стороны вести совместную борьбу с терроризмом. Подчеркивается, что если у Москвы имется информация о том, что среди вторгшихся в Грузию есть люди полевого командира Руслана Гелаева, то она должна быть передана в Тбилиси, что позволит действовать далее в синхронном режиме.

В Тбилиси между тем обращают внимание на ряд совпадений, полагая, что они не случайны. К примеру, переходу чеченцев через ущелье предшествовали следующие события. Во-первых, задержание в России некоего Цезаря Хандошвили, небескорыстного проводника через горные тропы; во-вторых, состоялся визит вице-премьера Ильи Клебанова на предмет вывода российских баз; в-третьих, имели место двусторонние заявления о финансовых задолженностях. Можно вспомнить заодно, что визит Клебанова состоялся через несколько часов после подписания в Тбилиси соглашения Грузии с крупными нефтяными компаниями по строительству трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Исходя из этого у некоторых политиков возникли подозрения в неслучайности появления чеченцев на границе, что могло означать своего рода навязывание Грузии новых проблем, своего рода прессинг с целью ослабления политических позиций Тбилиси и его устремлений, связанных с сотрудничеством с НАТО, а также в целях осложнения процесса урегулирования региональных конфликтов, и без того заторможенных известными обстоятельствами.

Между тем с заявлением выступил и председатель парламента Зураб Жвания, выразивший обеспокоенность по поводу заявления официальных кругов России. Речь идет об утверждениях, согласно которым группа чеченских боевиков пыталась проникнуть с территории Грузии в Россию, но была отброшена. "Те, кто хоть немного знает географию Кавказа, легко поймут, что это практически исключено. Наши соседи именно потому и распространяют такую дезинформацию, что произошедший инцидент показал, с какой стороны не защищена государственная граница", - считает Жвания.

Интересно, что один из депутатов грузинского парламента - бывший руководитель информационно-разведывательной службы Ираклий Батиашвили настаивает, что властям следует занять "принципиальную позицию" по поводу требований России передать ей задержанных чеченских боевиков. Тбилиси должен напомнить Москве о преступниках, нашедших убежище в России, и прежде всего - о бывшем шефе службы безопасности Игоре Георгадзе, обвиняемом в организации покушения на Эдуарда Шеварднадзе в августе 1995 г. Поскольку, как считает Батиашвили, официальные запросы Тбилиси о выдаче Георгадзе во внимание не принимаются, то и власти Грузии не должны предпринимать ничего в ответ на требования Москвы о выдаче задержанных чеченских боевиков.

Тбилиси


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1461
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1408
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1177
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1338

Другие новости