ЕСТЬ шансы, что до нового года молдавско-украинское межправительственное соглашение по вопросам собственности, а также межгосударственный договор о границе будут одобрены сторонами. Об этом по возвращении из Киева сообщил "НГ" возглавлявший делегацию молдавских парламентариев вице-спикер Вадим Мишин.
Напомним, первый из названных документов был подписан на правительственном уровне и ратифицирован парламентом Молдавии еще в 1994 г., чего Верховная Рада Украины не сделала до сих пор. К договору же, парафированному президентами обоих государств и без промедления утвержденному в текущем году Радой, напротив, появились претензии у законодателей в Кишиневе. К примеру, явно не продуманным оказалось решение вопроса по спорному участку автотрассы длиной 7,7 км близ села Паланка. Жители последнего в результате достигнутой договоренности о признании этого дорожного отрезка собственностью Украины оказались отрезанными от своих сельхозугодий. Также по-прежнему не все в Кишиневе согласны с тем, как была проведена пограничная линия на Дунайском берегу близ Джурджулешт. По мнению другого вице-спикера, Владимира Чобану, здесь Молдавии достался участок вдвое, а то и втрое меньше того, на который она реально могла бы претендовать.
В свою очередь, из украинской столицы в связи с затягиванием ратификации договора Кишиневом стала поступать информация о том, что, пока он не будет утвержден молдавскими депутатами, Верховная Рада не приступит к рассмотрению соглашения по собственности. Как уточнил Вадим Мишин, в Киеве представители РМ сразу предложили обсуждать проблематику двух документов раздельно, не увязывая их друг с другом. В итоге было условлено, что в ближайшее время Верховная Рада включит в повестку дня вопрос о межправительственном соглашении. До вынесения ею необходимого решения правительство запретило местным органам власти предпринимать какие-либо самостоятельные действия в отношении собственности РМ. Как отметил Вадим Мишин, после ратификации данного соглашения на законодательном уровне представителям исполнительных органов власти еще предстоит установить принадлежность каждого конкретного предприятия, определив и последующую его судьбу.
На переговорах в Киеве удалось разрубить и "паланкский узел". Впрочем, это даже слишком сильно сказано, на самом деле обошлось без рубки. Для разрешения возникших затруднений украинскому и молдавскому правительствам было поручено разработать отдельный документ, в котором бы регламентировался порядок пользования пресловутым семикилометровым отрезком дороги. В частности, по настоянию молдавской стороны было решено ограничиться установлением украинских таможенно-пограничных постов на концах данного участка. Причем предполагается, что по всей его протяженности жители Паланки смогут беспрепятственно проходить к собственным земельным наделам.
Одновременно было условлено выработать новый режим эксплуатации спорного участка, в соответствии с которым этот дорожный отрезок, являясь собственностью Украины, находился бы под юрисдикцией Молдавии.
Подобным образом, то есть путем поиска взаимоприемлемых компромиссных вариантов, ранее вполне успешно были разрешены и другие спорные вопросы, в том числе по Бессарабке и Джурджулештам, пояснил Вадим Мишин. В первом случае Киев согласился не резать по живому бессарабский железнодорожный узел. Во втором - проявил понимание, уступив соседям порядка 480 м на Дунае в дополнение к имеющимся 280. Линия границы при этом определялась описаниями из акта президиума Верховного Совета СССР 1940 г. Как сообщил Вадим Мишин, прочие карты и неоднократно перекраивавшиеся схемы землепользования при этом в расчет не брались.
Если вышеупомянутый документ о спорном участке автотрассы будет оперативно разработан и подписан, то молдавские парламентарии успеют ратифицировать договор до конца текущего года.
Кишинев