В ПОСЛЕДНИЙ месяц - после саммитов в Астане и Бишкеке - только и разговоров, что о наступлении переломного момента в жизни Содружества. Речь, вполне возможно, идет о самом существовании СНГ, по крайней мере в его традиционной форме. Когда Владимиру Путину задали вопрос об угрозе развала Содружества в связи с созданием ЕврАзЭС и новыми документами, подписанными в ходе заседания Совета коллективной безопасности, он сказал что-то типа: "СНГ в том виде, в котором оно сейчас существует, уже ничего не угрожает". Все это, разумеется, заставило активизироваться политиков и политологов, озабоченных проблемами конфедерации. Не случайно один из известных экспертов в этой сфере, директор Института стран СНГ Константин Затулин на днях специально созвал журналистов, с которыми поделился своей оценкой возможностей России переустроить постсоветское пространство.
Господин Затулин выразил мнение, что со сменой власти в России СНГ вступает в новый этап своего существования: "Россия Путина пытается проявить прагматизм в отношениях с новым зарубежьем, основывать эту политику на основе собственных национальных интересов".
Не пытаясь усомниться в том, что новые люди у руля российской власти правильно понимают национальные интересы и правильно реализуют новую политику Путина, г-н Затулин высказал свое мнение о ее "правильности". Он убежден, что оба лагеря, образовавшихся на территории Содружества, - ЕврАзЭС и ГУУАМ - не являются самодостаточными с точки зрения перспектив развития входящих в них государств. Все они в той или иной степени пытаются заручиться поддержкой извне. Однако если Россия и примкнувшие к ней государства в большей степени склонны искать ответы на свои проблемы и трудности в опоре на собственные силы, то ГУУАМ не скрывает своей прозападной ориентации. Директор Института стран СНГ напомнил, что о превращении ГУУАМа из виртуального в реальный союз было широко объявлено во время "Саммита тысячелетия" в Нью-Йорке, и место, по его мнению, было выбрано не случайно.
Раскритиковав "конкурирующую фирму", г-н Затулин последовательно разъяснил свою точку зрения на перспективы отношений Москвы с государствами Центральной Азии, Закавказья, а также с Киевом и Минском. По мнению директора Института стран СНГ, системообразующим фактором для лагеря сторонников России в Средней Азии и на Кавказе является стремление найти защиту от внешней угрозы, прежде всего - перспективы дестабилизации в случае продолжения наступления талибов на север. Именно их наступление помогло быстрейшему решению вопроса о подключении Таджикистана и Киргизии, а также Казахстана к ЕврАзЭС. Кстати, что касается Казахстана, Затулин выразил мнение, что Москва долго колебалась при выборе своего стратегического союзника в Средней Азии: Астана или Ташкент?
Директор Института стран СНГ призвал не обольщаться: "Узбекистан далеко не демократическое государство, как и все новые независимые государства Средней Азии. Однако в пользу Ташкента говорило то, что в отношениях с Россией у него не было столько конфликтных, раздражающих тем. Наличие в Узбекистане довольно большого количества русских все же не идет ни в какое сравнение с сегодняшней этнодемографической ситуацией в соседнем Казахстане, где казахстанская и неказахстанская общины почти равновелики. В Узбекистане даже в советские времена было не более 1,5 миллиона русских".
Ответ на вопрос о том, кто является главным партнером России в Средней Азии, был дан самим руководством Узбекистана. Если 8 сентября Ислам Каримов, выступая в ООН, говорил об опасности сепаратизма, агрессивного фундаментализма, о талибской угрозе, то уже 22 сентября на "Саммите тысячелетия" он сказал, что необходимо учесть влияние и возможности талибов, пойти на договоренности с ними. "Оппозиционирование по отношению к талибам" и стало, как кажется Затулину, основой для окончательного решения - Казахстан участвует в ЕврАзЭС и ДКБ, Узбекистан не участвует ни там, ни здесь. И тем не менее Узбекистан остается, по всей вероятности, перспективным партнером России, но на двусторонней, а не на многосторонней основе.
Говоря о Коллективных силах быстрого развертывания, решение о создании которых было принято в ходе Бишкекского саммита государств - участников ДКБ, Затулин положительно отозвался о том, что "первую скрипку" в них будут играть российские Вооруженные силы. "Любые попытки разыграть другую схему и сказать, что интересы обороны в силах государств этого региона, обречены на провал", - сказал директор Института СНГ, мотивировав свою позицию хрупкостью границ между центральноазиатскими государствами, которые, по сути, являются не историческими, а бывшими советскими административными, и в случае продвижения талибов на север "возобновятся все распри". Если мы уйдем оттуда, то столкнемся с необходимостью воевать на своих границах, а не обороняться на дальних подступах. Кроме того, именно русские в случае начала боевых действий станут первыми беженцами.
Что касается выбора союзника в Закавказье, то в последнее время, по данным Затулина, в России проявлялись колебания в выборе между Арменией и Азербайджаном. "Часть российской элиты была увлечена нефтяными проектами. Это соответствовало интересам Гейдара Алиева, поскольку в Азербайджане грядет смена власти и Баку хотел обеспечить по крайней мере нейтралитет и невмешательство России в деликатный и хрупкий процесс передачи власти. Однако никакая экономика и конъюнктурные мотивы не могут отменить геополитических реалий". Именно этим Затулин объясняет тот факт, что среди участников ДКБ присутствует Армения и не присутствует Азербайджан.
Негативно отозвавшись о начавшемся процессе вывода российских военных баз с территории Грузии, г-н Затулин назвал "одной из последних глупостей Ельцина" участие в Стамбульском саммите, решения которого обусловили потерю позиций России в Грузии и Приднестровье. "Мы не должны рисковать своим влиянием в Закавказье, идя на поводу у руководства Грузии, которое не контролирует ситуации на всей территории бывшей ГССР. Очевидно, что вывод российской базы из Батуми предрешит судьбу председателя Верховного совета Аджарии Аслана Абашидзе", - полагает Затулин.
Коснулся он и еще одной злободневной для судьбы СНГ темы - выхода РФ из Бишкекского соглашения, выразив мнение, что визовый режим все-таки будет введен с Азербайджаном и Грузией, хотя это и осложнит жизнь жителей Карабаха, Южной Осетии, Абхазии, а также Приднестровья, которым придется ездить в столицы метрополий для получения виз. Хотя люди, живущие по законам Цхинвали и Сухуми, нашли выход из положения - многие уже имеют двойное (грузинское и российское) гражданство.
Будут ли вводиться визы с Украиной, Затулин не сказал, отметив, правда, что, несмотря на все встречи и очередные заверения в дружбе и стратегическом партнерстве, отношения с Украиной остаются главной проблемой для России. Замена прозападного министра иностранных дел Бориса Тарасюка на более пророссийского Анатолия Зленко в разгар интенсивных переговоров о судьбе долгов и газопроводов означает, по мнению Затулина, что "Москве удалось спустить Киев с небес на землю". Однако перелома в отношениях с Украиной нет, и он вряд ли в ближайшее время наступит.
Еще одним важным направлением российской, теперь уже не только внешней политики, по мнению директора Института стран СНГ, является форсированное строительство Союзного государства с Белоруссией. Он полагает, что подлинного понимания всей срочности этой работы нет ни в Москве, ни в Минске: администрация, к примеру, более чем на полгода затормозила внесение в Госдуму законопроекта о выборах Союзного парламента. Наиболее ярко запущенность всей работы по созданию Союзного государства характеризует деятельность Павла Бородина - "завхоза по менталитету и стилю работы на посту госсекретаря этого объединения". Вместо формирования дееспособных союзных структур и выработки общего внешне- и внутриполитического курса бывший управделами озабочен проблемами спасения собственной репутации и развлекает публику маниловскими прожектами вроде строительства Парламентского центра в Санкт-Петербурге и привлечения 500-600 западных инвесторов к прорубанию окна в Европу через Белоруссию. Тем временем внешние противники объединения Москвы и Минска начали реализовывать в отношении Белоруссии "югославский сценарий", пытаясь слепить из Лукашенко Милошевича. Итоги последних парламентских выборов в Белоруссии свидетельствуют, что последовательная линия Запада начинает приносить свои плоды.
По мнению Затулина, все происходящее сегодня на постсоветском пространстве свидетельствует о том, что для России наступила новая эпоха не только во внутренних делах, но и во внешней политике. Эта политика становится осознанной, имеющей понятные цели и ориентиры. К сожалению, ее исполнителями по-прежнему являются те же люди, которые привели к необходимости нового курса.