ВЫНУЖДЕННЫЙ искать срочную замену министру юстиции после скандального исчезновения из тюремной больницы особо опасных преступников, в том числе и обвинявшихся в покушении на жизнь Эдуарда Шеварднадзе, президент объявил о своем решении предложить на должность министра юстиции лидера парламентской фракции "Союз граждан Грузии" Михаила Саакашвили. Парламент утвердил его 172 голосами, что означает поддержку не только большинства, но и ряда оппозиционных фракций - традиционалистов, социалистов, предпринимателей, а также фракции "XXI век" (умеренные звиадисты). Место руководителя ведущей фракции, как правило, определяющей решение депутатского корпуса в целом, занял председатель комитета по обороне и безопасности Реваз Адамия, а этот парламентский комитет в свою очередь возглавил один из ведущих членов группы молодых реформаторов Георгий Барамидзе, который стажировался в структурах оборонного ведомства США. В кулуарах власти не исключают, что со временем именно он может стать первым гражданским лицом, который займет пост министра обороны Грузии.
Когда Эдуард Шеварднадзе объявил о решении предложить портфель министра юстиции 33-летнему Михаилу Саакашвили, злые языки стали поговаривать, что президент тем самым специально вывел из парламента неистового борца против коррупции Саакашвили, чтобы поменьше раздавалось обвинительных речей в адрес исполнительной власти и правоохранительных органов. Кроме того, поскольку Саакашвили, как считают недовольные им, слишком настойчиво напоминает о необходимости реформ в правоохранительных органах, что приводит к излишней нервозности высоких полицейских и прокурорских чинов, то следовало как-то ослабить этот натиск.
На самом деле Эдуарду Шеварднадзе, разумеется, не хотелось бы приостанавливать ход реформ, но также не хотелось бы вызывать раздражение и повышенное беспокойство в опорных для государства структурах власти. Понятно, что президент предпочитает вести процесс реформирования в условиях консенсуса между законодательной и исполнительной властью. На заседании совета правящей партии президент специально сказал несколько слов, чтобы развеять домыслы, слухи и просто досужие разговоры о противостоянии между "командой Шеварднадзе" и "командой Жвания".
Глава исполнительной власти и глава власти законодательной представляют единое политическое руководство, и попытки местных недоброжелателей усмотреть в их взаимоотношениях элементы несовпадения точек зрения на темпы и методы проведения реформ скорее таят в себе спекулятивные цели. По крайней мере таково официальное мнение. Желающие расшатать власть путем дискредитации ведущих государственных лиц рассчитывают на ощутимые дивиденды в виде успеха борьбы за президентское кресло, которая предстоит в 2005 г.
Нельзя исключить, что избирательная кампания будет проходить под знаком ожесточенного соперничества за пост главы государства. В этих условиях по логике вещей преемником действующего президента должен быть кто-то из представителей законодательной или исполнительной власти, но в любом случае - человек, наиболее верный Шеварднадзе, демократическому курсу и интересам государственной независимости, человек из его же команды. Правда, воля президента решает не все, поскольку предстоит еще выиграть выборы, на которых недостатка в кандидатах не будет. Достаточно назвать таких представителей "старой гвардии", отнюдь не сошедших с политической сцены, как Джумбер Патиашвили (кстати, уже дважды участвовавший в президентской гонке) или председатель Верховного Совета Аджарии Аслан Абашидзе. Оба - наиболее активные оппоненты Шеварднадзе последних лет. Будут, конечно, и другие вероятные претенденты, поскольку не исключается, что свои кандидатуры выдвинут глава традиционалистов Акакий Асатиани, лидер Партии лейбористов Шалва Нателашвили и руководитель Социалистической партии Вахтанг Рчеулишвили. Нельзя исключить и участие кого-то из министров, причем силовиков, если иметь в виду возможность обострения угроз стабильности со стороны противостоящих властям идейных оппонентов, в том числе звиадистов. Этому могут способствовать и расчеты экстремистских сил на ослабление власти после ухода Шеварднадзе с поста президента.
Глава государства, однако, никого конкретно в качестве преемника не называет, и это естественно, ибо только легкомысленный политик способен упоминать в этой связи фамилии, любая из которых тотчас же вызовет раздражение, ревность и вынашивание политических планов тактического характера. В результате и без того малоэффективную работу по укреплению социально-экономических устоев в целях улучшения положения населения подменит ожесточенная борьба за власть, сопровождаемая попытками взаимной дискредитации. По тем же соображениям не называется имя Зураба Жвания, председателя парламента, пользующегося авторитетом и поддержкой политических кругов Европы и США. Тем не менее оппоненты Жвания при каждом удобном случае пытаются загодя поставить ему в упрек его политическую активность, ищут разногласия в его взаимоотношениях с президентом.
Эдуард Шеварднадзе после долгого и терпеливого молчания вынужден был дать понять, что надежды недоброжелателей на непреодолимые противоречия в "Союзе граждан" и тем более между ним и спикером парламента совершенно беспочвенны. В этой ситуации шансы молодых реформаторов на доминирующее положение в структурах власти недалекого будущего, надо думать, возрастают. Назначение Саакашвили на должность министра юстиции может значительно укрепить их позиции.
Михаил Саакашвили уже заявил, что реформы в правоохранительных органах будут продолжаться и глубоко затронут пенитенциарную систему, которая находится в катастрофическом, по его словам, состоянии, а также адвокатуру, прокуратуру, систему экспертизы, нотариата и так далее. Без этого проведенная судебная реформа, как утверждает новый министр юстиции, смысла не имеет. Он же на заседании главного совета "Союза граждан", а затем и при утверждении в парламенте сказал о том, что не могло остаться вне поля зрения политического истеблишмента, включая всех персон, по-своему заинтересованных в дальнейшем развитии событий. "Мы должны идти по пути создания сильной и действенной парламентской власти. Уже сейчас мы обязаны думать о перспективах государства и позаботиться о тех конституционных изменениях, которые предусматривают гибкие механизмы, позволяющие не допустить узурпацию власти", - призвал Саакашвили депутатов.
Кого именно подразумевал он под будущими вероятными "узурпаторами", сказать трудно, поскольку специальных разъяснений, естественно, не последовало. Однако можно предполагать, что со временем ситуация прояснится в достаточной степени. Думать же, что речь идет, как некоторые считают, о представителях каких-либо силовых структур, пока явно преждевременно. По крайней мере сколько-нибудь явных признаков устремленности к власти с этой стороны пока не наблюдается. Важное обстоятельство: водворение в тюрьму сбежавших звиадистов и следствие по заново заведенному делу может пролить дополнительный свет на вероятное развитие событий, как и на роль деструктивной оппозиции в перманентной борьбе с нынешними властями Грузии. Надо понимать, что тот, кто лучше справится со своей задачей в этой области, тот и получит больше шансов находиться в составе политической элиты во все последующие годы.
Тбилиси