- 25 октЯбрЯ Казахстан отмечает свой национальный праздник - День республики. Каковы главные достижения на пути его независимого развития и что еще предстоит сделать?
- Выделить что-либо главное из всего достигнутого за почти что десятилетие независимого развития Казахстана, поверьте, довольно сложно. Если говорить в целом, то это, разумеется, экономические реформы и шаги в направлении создания подлинно демократического общества. Сформирована новая система институтов государственной власти, осуществлены поэтапная приватизация, банковская, налогово-бюджетная, коммунальная, пенсионная реформы, глубокие преобразования на селе. Короче говоря, мы взяли курс на социально ориентированную рыночную экономику, для чего в стране была разработана соответствующая правовая база. Сейчас у нас приватизирована большая часть государственной собственности, на сегодня в частном секторе выпускается более 75% продукции, экономика стала многоукладной, укрепилась рыночная психология у большинства населения. Но при этом, хочу заметить, во всех крупных объектах металлургического цикла, топливно-энергетического, горнодобывающего и иных стратегических комплексов - везде или контрольный, или блокирующий пакет акций находится в руках государства.
Поступательность рыночных преобразований дает возможность Казахстану продолжать реформирование политической системы в направлении ее дальнейшей демократизации. В частности, по предложению главы государства внесены изменения в Конституцию и избирательное законодательство, которые заметно активизировали деятельность политических партий в стране. Это наглядно продемонстрировало голосование по партспискам на прошедших парламентских выборах. Впервые на альтернативной основе в 1999 году прошли и президентские выборы. Сделано и многое другое, свидетельствующее о том, что Казахстан уверенно идет по пути создания демократического общества. Политические реформы последних двух лет обеспечили новый импульс и для развития таких институтов демократии и гражданского общества, как независимые СМИ и неправительственные организации. Мы уверены, что благополучие Казахстана в будущем напрямую зависит от наличия в нашей стране свободы личности и обеспечения равенства всех перед законом. И чтобы достичь этого, нам необходимо сохранить прочный гражданский мир и общенациональное согласие. Это - аксиома.
- В свое время развитие событий, вызванное развалом СССР, побудило казахстанского лидера выступить с идеей о формировании Евразийского союза государств (ЕАС). В связи с созданием недавно Евразийского экономического сообщества можно ли считать, что эта глобальная идея нашла свою реализацию?
- Да, с момента обнародования идеи ЕАС, а сделал это президент Нурсултан Назарбаев, хочу напомнить, в марте 1994 г. именно в Москве на встрече в МГУ, прошло более шести лет. За это время данный проект, можно смело сказать, превратился в концептуальную модель интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Сегодня уже очевидно, что важнейшие ее сегменты реализованы в рамках СНГ и Таможенного союза, трансформированного, как вы справедливо заметили, недавно в Астане в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). Можно ли в связи с этим событием считать концепцию ЕАС реализованной? И да, и нет. В определенной степени идеальным примером объединения является Европейский союз. Странам Евразийского экономического сообщества сопоставлять себя с ним сегодня нереально, но все еще впереди. Пока же ЕврАзЭс ориентировано на то, чтобы действовать скорее как прежнее Европейское экономическое сообщество. Уже сделано немало. Благодаря тому, что в бывшем Таможенном союзе согласованная тарифная и налоговая политика достигла почти 70% товаров, его участники имеют более высокие, примерно на треть, товарообороты между собой, чем остальные государства СНГ. У одного Таджикистана, который только год назад стал членом Таможенного союза, товарооборот с нами уже возрос в три раза. Предлагая проект ЕАС, реальным воплощением которого становится вновь образованное сообщество, Казахстан руководствовался не только необходимостью создания единого таможенного пространства, единообразного налогового законодательства и других атрибутов экономической интеграции. Речь также идет, как об этом сказано в программе президента Нурсултана Назарбаева "Десять шагов навстречу простым людям", и об обеспечении для граждан стран Таможенного союза упрощенного порядка смены гражданства, свободного передвижения и провоза багажа, благоприятствования при распространении теле- и радиопрограмм и прессы, взаимного признания дипломов, равных прав на поступление в вузы, облегчения почтовых процедур и т.д. и т.п. Вот к чему мы стремимся, и тогда идеалы ЕАС превратятся в жизненную реальность.
- Казахстан, как вы отметили, с самого начала взял курс на демократические преобразования с присущими им социально ориентированной рыночной экономикой, частной собственностью, гражданскими свободами и торжеством закона. Насколько эффективны достигнутые на этом пути результаты?
- Упомяну в этой связи такой факт. Благодаря поддержке государства сегодня в Казахстане функционируют 372 тысячи субъектов малого и среднего бизнеса, обеспечивающих трудовую занятость почти 1,5 млн. граждан, что при общей численности населения в 15 млн., заметьте, немало. Это говорит о том, что идет процесс формирования социальной базы демократического развития казахстанского общества - так называемого среднего класса. Жизнь вообще доказала правильность избранной нами модели. В частности, мы финансовый кризис 1998 г. прошли более мягко. Прирост ВВП за девять месяцев текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого превысил 10%, внешнеторговый оборот возрос на 60%. Что касается инфляции, то ее уровень в текущем году ожидается в пределах 8%, а средняя зарплата у нас составляет сейчас около 100 долларов США. Как видите, результаты преобразований налицо.
В то же время нельзя не признать наличие объективных проблем и трудностей в проведении реформ, это касается и реального сектора экономики, и социальной сферы.
- Каковы "направления главного удара" экономического сотрудничества Казахстана с Россией, какие совместные начинания представляются вам наиболее ценными?
- Прежде всего надо отметить, что все эти годы казахстанско-российское экономическое сотрудничество развивалось планомерно. Были, конечно, и спады и подъемы, которые явились отражением объективных внутренних и внешних факторов. Но главное то, что нами в 1998 г. принята Программа экономического сотрудничества на 10 лет с комплексом конкретных мероприятий, которая позволяет системно решать эти проблемы. Эффективно развивается приграничное сотрудничество, а это десятки сопредельных регионов, где проживают многие миллионы людей. Активизируется наше сотрудничество в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи, агропромышленном комплексе. Необходимо сказать, что крупнейшие проекты, такие, как Каспийский трубопроводный консорциум, освоение Карачаганакского газоконденсатного месторождения, осуществляются при активном участии российских компаний. Особо следует отметить, что кропотливая работа последних лет позволила в текущем году организовать устойчивую параллельную работу энергосистем Казахстана и России. Завершается создание казахстанско-российского совместного предприятия на базе Экибастузской ГРЭС-2, которое, безусловно, станет крупнейшим взаимовыгодным проектом в области энергетики.
Теперь о Каспийском море. Всем известна серьезная ситуация, когда пять прикаспийских государств за истекшие годы мало продвинулись в определении правового статуса и реальном сотрудничестве на Каспии. В этих условиях Казахстан и Россия смогли в июле 1998 г. подписать прорывное по своей сути Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование на основе срединной линии. Сегодня большинство специалистов, занимающихся этой проблемой, уверены, что именно казахстанско-российские договоренности смогут подвигнуть остальные прикаспийские государства к единой цели.
Что касается Байконура, то это еще один наглядный пример должного реального стратегического партнерства, когда он работает на благо России, Казахстана и мировой науки в целом. Но жизнь не стоит на месте, возникающие проблемы и вопросы будут и впредь решаться с учетом взаимных интересов.
- В качестве примера того, как должны решаться вопросы подлинной интеграции между государствами, называют российско-казахстанские договоренности в области гражданства. Не могли бы вы рассказать об этом поподробнее, а также разъяснить ситуацию в связи с появляющимися время от времени сообщениями об оттоке из Казахстана русскоязычного населения, его "зажиме" и т.п.
- Сначала по первой части. Да, решение вопроса о гражданстве может служить примером того, как должны строиться отношения между добрыми соседями. Подписанные в этой области документы обеспечивают наиболее благоприятные условия для реализации казахстанцами и россиянами права на получение гражданства в упрощенном порядке. Согласитесь, что это уникальный случай, когда для приобретения гражданства одной из сторон требуется представление лишь трех документов, и в течение месяца-двух местными органами без обращения к президенту и в какие-либо комиссии осуществляется исполнение ходатайств. В том же случае, если гражданин, проживая на территории другой страны, не желает менять гражданство, ему предоставляется необходимый правовой статус, позволяющий обеспечить его права и законные интересы в стране проживания.
Теперь по второй части. Мне, откровенно говоря, уже порядком надоело отвечать на этот вопрос. Хочу еще раз категорически заявить: в Казахстане не было, нет и не будет притеснения и ущемления прав русскоязычного населения. В нашей стране нет проблемы с русским языком и опасений за его будущее. Маленький пример: на сегодняшний день в Казахстане из 1150 дошкольных организаций в 502 ведется работа на русском языке. Далее, в 2000 г. обладателями государственных грантов и кредитов по итогам конкурсных экзаменов стали 47,9% выпускников казахских школ и 52,02% - русских. Так что все это несколько надуманная проблема, которую периодически разыгрывают в политической игре некоторые недобросовестные силы. Теперь что касается оттока. Главной его побудительной причиной была с самого начала экономическая неустроенность, поиск лучших профессиональных перспектив. Уезжали, кстати, не только русские, но и казахи. Все же помнят, что означал лавинообразный спад производства в начальный период проведения экономических реформ. Много уехало служивого люда из-за закрытия десятков военных городков и военных объектов. Сейчас же, когда экономика стабилизировалась и в некоторых отраслях наметился подъем, отток этот прекратился, и люди даже стали возвращаться. Так что это вполне объективное явление, присущее в историческом плане не только Казахстану, но и многим другим странам и регионам.
Стабилизирующими, снимающими какую бы то ни было политическую подоплеку с миграционных процессов факторами, безусловно, также являются определенный Конституцией Казахстана высокий официальный статус русского языка и полноценная кадровая востребованность на всех уровнях без ущемления по национальному признаку. Равноправное использование казахского и русского языков и в СМИ, и в средней и высшей школе, в целом в гуманитарной сфере, создают обстановку спокойствия, не оставляя места для спекуляций.
В то время как многие с искренним энтузиазмом и благодарностью восприняли предложение президента Казахстана о создании Фонда поддержки русского языка, о чем свидетельствуют как выступления в печати, так и мои многочисленные личные контакты, непонятным диссонансом прозвучала публикация в "НГ" 30 сентября с.г. "Соседи на коммунальной кухне". Явная тенденциозность и недружественный тон всего материала наряду с грубым передергиванием отдельных фактов вызвали сожаление и возмущение как в нашей стране, так и у истинных друзей Казахстана в России.
- Чем знаменателен для российско-казахстанского сотрудничества нынешний, 2000 год?
- Этот год был чрезвычайно насыщен контактами на высшем уровне. Чего только стоит состоявшийся обмен официальными визитами в июне и октябре с.г. президентов Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина. А встречи глав наших государств в рамках Шанхайского форума, Договора о коллективной безопасности, Межгоссовета Таможенного союза и Совета глав государств СНГ. И это не говоря уже о многочисленных встречах на правительственном и межведомственном уровнях. Самое главное, что смена высшего руководства России не только не снизила уровень нашего разностороннего сотрудничества, но и придала ему новый импульс в плане как двусторонних, так и многосторонних отношений. Подписаны многие важнейшие документы, касающиеся, в частности, дальнейшего функционирования комплекса "Байконур", сотрудничества на Каспийском море, в гуманитарной сфере, в области топливно-энергетического комплекса. Самое главное - наши государства вновь подтвердили, что будут и впредь последовательно продвигаться по пути углубления стратегического партнерства, руководствуясь принципами Декларации о вечной дружбе и сотрудничестве, ориентированной в XXI столетие.
- И, наконец, как вам видится будущее отношений Казахстана с Россией в нынешнюю эпоху глобализации?
- Казахстан и Россия - это ближайшие соседи, накопившие огромный опыт добрососедства, связанные между собой миллионами хозяйственных и человеческих нитей. Мы близки в цивилизационном плане. У нас общие интересы на международной арене. И кому, как не нам, в нынешних условиях всеобщей глобализации, сращивания экономик и финансовых рынков быть ориентированными на интеграцию и гармонизацию отношений во всех сферах жизни. Без этого нам не достичь поставленных целей в этом стремительно меняющемся мире.
Мы кровно заинтересованы в успехе рыночных преобразований друг у друга, укреплении демократии, политической стабильности и безопасности. В этом залог достижения благополучной и процветающей жизни двух наших народов.