ДВЕ ЗАОЧНЫЕ пикировки имели место в последнее время вокруг вопросов, связанных с разделом Каспия. Сначала российский спецпредставитель президента по проблемам моря Виктор Калюжный через журналистов обменялся острыми репликами со своим туркменским коллегой Борисом Шихмурадовым. Последнему не понравилась цитата из пресс-конференции первого, где тот объяснил нынешнюю "нестыковку" позиции Туркмении с новыми предложениями Москвы по совместной деятельности на Каспии "нежеланием Ашхабада портить отношения с Ираном".
В ответ опытный дипломат Борис Шихмурадов обвинил опытного нефтяника Виктора Калюжного в том, что его "блок хозяйственных инициатив не только не продвинул вперед разрешение проблем моря, но и вернул каспийский переговорный процесс в начало 90-х годов". По мнению посла по особым поручениям Туркменбаши, "новый международно-правовой режим Каспийского моря должен и может определяться только как государственно-политический вопрос о суверенных территориях прибрежных государств, вопрос об их государственных границах, а потому различные разговоры о разработках энергетических и биологических ресурсов моря, судоходстве, экологии и прочем не имеют никаких реальных перспектив, тем более не могут привести к созданию некоего единого центра по контролю за Каспием".
Как отметил Борис Шихмурадов, "каспийский саммит" абсолютно необходим, ибо проведенные в последние девять лет десятки различных заседаний на уровне экспертов дипломатических и отраслевых ведомств не только не приблизили долгожданного решения вопроса, но, напротив, каждый раз "вбрасывали" новые проблемы".
Не отвергая идею саммита, Москва в то же время подписанием российско-казахстанской декларации по Каспию дала понять остальным партнерам по переговорам, что со своей позицией определилась окончательно.
Любопытно, что принятие подобной декларации еще год назад, при Ельцине, могло бы вызвать резко негативную реакцию с юга Каспия. Однако на сей раз ни Азербайджан, ни Туркмения, ни Иран не стали делать поспешных заявлений, а по-прежнему изучают несколько изменившуюся ситуацию. Ведь одно дело - подпись Бориса Ельцина под договоренностями с казахстанцами о разделе месторождений, и совсем другое - нынешняя декларация с четко выраженными намерениями.
Затянувшуюся паузу, правда, вполне может взорвать ожидающийся в ближайшие недели визит в Ашхабад иранского президента Мохаммада Хатами. По сведениям из информированных источников, Иран и Туркмения готовят свое заявление по Каспию, где призовут делить море на условиях "справедливости" (т.е. каждому государству по 20% дна и водной толщи) и учета национальных интересов всех без исключения прибрежных стран. Возможно, в данном документе найдет отражение и предлагаемый Ашхабадом принцип: "Сначала статус Каспия, и лишь затем все остальные проблемы, включая раздел спорных месторождений". Напомним, Россия усилиями Виктора Калюжного продвигает иную идею, обозначаемую как "50 на 50". Речь о том, что в вопросе о спорных или расположенных на стыке границ площадях вторая претендующая на них сторона компенсирует половину затрат соседям, раньше начавшим освоение нефтяных месторождений. Согласись на него Туркмения, ей пришлось бы сейчас заплатить Азербайджану и его инвесторам солидную сумму за то, что те качают нефть из месторождения Каверочкин (туркменское название - Осман, азербайджанское - Чираг), которое, по мнению Ашхабада, частично принадлежит Туркмении. Еще более абсурдной идея выглядит применительно к другому спорному месторождению - 26 бакинских комиссаров (туркменское наименование - Хазар, азербайджанское - Азери), которое туркмены полностью считают своим и доказывают свои права документально.
О своем видении проблемы принадлежности вышеназванных месторождений Туркмения напомнила на днях. МИД республики направил в адрес Азербайджанской международной операционной компании (АМОК) уведомление о "категорическом несогласии с односторонними действиями Азербайджана", обратив внимание на их "неправомерность и возможные непредсказуемые последствия". МИД Туркмении вновь заявил, что оставляет за собой право обратиться в Международный суд в целях справедливого решения данного вопроса. В то же время официальный Ашхабад дал понять, что готов к разумным компромиссам.
По мнению независимых наблюдателей, в ближайшее время обновленная внешняя политика России пройдет своеобразное испытание Каспийским морем. От того, удастся ли Владимиру Путину (а против доминирующей роли России в процессе выработки статуса Каспия, кажется, никто не протестует) найти приемлемый для каждого из прибрежных государств маршрут выхода из лабиринта накопившихся каспийских проблем, во многом зависят перспективы сохранения достигнутого политического веса нового российского президента в непростом регионе Кавказа и Центральной Азии.
Ашхабад