0
1992
Газета СНГ Интернет-версия

24.10.2000 00:00:00

"Снежные барсы" перекрыли дорогу террористам

Тэги: Киргизия, граница, пограничник, ИДУ


ПРИ СОДЕЙСТВИИ командования южной группировки войск (ЮГВ) Министерства обороны Киргизии я побывал в расположении нескольких погранзастав на киргизско-таджикской границе. За полгода, прошедшие со времени вторжения боевиков ИДУ, власти Киргизии заметно укрепили в этих труднодоступных высокогорных районах государственную границу. По существу на голом месте, там, где раньше лишь топографами на картах условно обозначались административные рубежи, была создана полномасштабная пограничная служба. Так что, когда нынешней весной открылись высокогорные перевалы, граница уже была под жестким контролем Минобороны.

Я воочию убедился в этом: блокпосты, пограннаряды, погранполосы... Четыре погранотряда стоят на страже южных рубежей Киргизской Республики. На подмогу пограничникам подтянуты элитные формирования армейского спецназа: "Ил бирс" (в переводе с киргизского "Снежный барс") и "Скорпион".

Мне довелось побеседовать со многими пограничниками. Они были откровенны: служба здесь далеко не сахар. К примеру, на дорогу до некоторых высокогорных погранпостов уходит столько сил и энергии, что стражи границы после марш-броска теряют по несколько килограммов веса. Однако в таких суровых условиях юноши быстро становятся мужчинами и настоящими воинами, истинными защитниками Родины. Среди пограничников я встретил немало толковых, уже понюхавших пороху; боевых офицеров, хорошо обученных; знающих свое дело прапорщиков, сержантов и рядовых... Однако рискну утверждать, что настоящие "живые легенды" ЮГВ служат в элитном спецназе. Их имена окружает аура таинственности. Их боятся враги и обожают друзья, сослуживцы. Подчиненные за них готовы жизнь отдать, идти с ними в огонь и воду.

Артур Темиров один из них. Невысокий, коренастый, жилистый блондин. Его отец - единственный в республике вице-адмирал. По большому счету сын пошел в фарватере отца, только не на море, а на суше. Я поначалу даже не поверил, что этого на первый взгляд ничем не примечательного по физическим данным человека можно бояться и боготворить. Но его подчиненные, у которых, как говорится, косая сажень в плечах, с укором посмотрели на меня и сказали: в горах ему нет равных - ни один Сталлоне и Шварценеггер против Артура не выстоит. По фигуре и по выносливости он чем-то напоминает шерпа - представителя той самой народности, без которой не обходится ни одно восхождение на Эверест. Командир элитного подразделения "Ил бирс" строг к себе и к другим. Он нередко бывает резок в оценках, но в то же время все признают, что Артур душевно и бережно относится к своим подчиненным.

Артур Темиров принял "Ил бирс" от первого командира этого подразделения Тимура Жуманалиева - по-голливудски красивого, высокого, не очень разговорчивого, но по-своему обаятельного человека с манерами профессионального разведчика, из которого журналистам приходится по капле выдавливать информацию. Тимур - выходец из сугубо гражданской семьи, окончил в Петербурге военный институт физической культуры и спорта, служил сначала в Российской армии, потом с 1996 г. в войсках Минобороны Киргизии. Два года был на спецучебе в США. Ребята из спецназа говорят, что он - настоящий снежный барс, хозяин гор, что с ним можно идти на самое опасное задание и не сомневаться в успехе: все, за что он брался, всегда удавалось. Недаром Тимур считается самым удачливым командиром в ЮГВ: после выполнения даже очень рискованных заданий его отряд всегда возвращался на базу без потерь среди личного состава и, как правило, с удачей. Об особенностях своей работы за время нынешней летне-осенней пограничной кампании сказал лишь вскользь: "Труднее стало брать языка. Бандиты стали бояться плена пуще смерти - то и дело сами себя подрывают. Видимо, ваххабитские наставники сознательно настраивают боевиков ИДУ на такой финал, превращая в своих россказнях нас, армейских спецназовцев, в садистов и головорезов. Однако, честно сказать, мы хоть и "Снежные барсы", но вовсе не звери..."

Мы-то воюем как настоящие мужчины: не прячемся за спины заложников и пленных не убиваем. Это ваххабистские наемники казнят на месте наших контрактников, захватывают заложников среди гражданского населения и вообще ведут себя хуже взбесившихся хищников. Например, пристреливают своих же тяжелораненых товарищей, словно загнанных лошадей. Вот такие они - "воины джихада", "исламские освободители" с повадками медведя-шатуна.

И Артур, и Тимур много рассказывают о своих подчиненных, особенно о капитане Александре Таране. Вот кто по фигуре действительно Сталлоне. Этот "киргизский рэмбо" уже в первые дни нынешней пограничной кампании буквально навел ужас на врагов. Служба радиоперехвата ЮГВ подтвердила, что террористы пришли в панику, когда внезапно, словно орлиная стая с поднебесной высоты, на их головы свалилась группа спецназовцев под командованием Тарана и смело вступила с ними в бой. Говорят, что именно за эту операцию Александр получил в ЮГВ прозвище Баткенский беркут.

Однако легендарные командиры спецназовцев в общении с родными, друзьями, журналистами нередко раскрываются с другой, порой самой неожиданной, стороны: они скромны, иногда даже немного по-мальчишески застенчивы и на удивление суеверны. А еще каждый из вожаков "снежных барсов" - образцовый семьянин: верный, любящий супруг и нежный, заботливый отец... И это тоже, наверное, станет баткенской традицией, неотъемлемой частью старых и новых легенд ЮГВ.

Баткен-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1407
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
891
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
631
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
876

Другие новости