ДВАДЦАТЬ третьего июля 1992 г. Верховный Совет Абхазии упразднил действующую Конституцию Абхазской АССР 1978 г. и восстановил Конституцию Абхазской ССР 1925 г., которой провозглашалась независимость Абхазии. Тбилиси негативно воспринял этот акт и отменил его. 10 августа 1992 г. Госсоветом Грузии было принято решение о введении правительственных войск на территорию Абхазской АССР. Через четыре дня началась война, последствия которой хорошо известны. Сотни тысяч людей остались без крова, несколько тысяч погибли.
Несмотря на все усилия международного сообщества - организацию женевских встреч, размещение международных наблюдателей, присутствие миротворческих сил и т.д., - проблема остается открытой. Сейчас военные действия прекращены. Абхазия сохраняет за собой статус фактической независимости, но де-юре продолжает оставаться составной частью Грузии. Обе стороны стремятся к достижению своих целей, но Абхазия не может добиться международного признания, а Грузия не в состоянии эффективно распространить свою юрисдикцию на ее территорию.
Похоже, что сегодня как Грузию, так и Абхазию устраивает изоляция друг от друга, но грядущие политико-экономические сдвиги обязательно поставят на повестку дня необходимость тесного сотрудничества. Несмотря на то что стороны еще не готовы к совместным действиям, ученым уже пора не только разрабатывать проекты решения абхазской проблемы, но и закладывать научно-практические основы для развития дальнейших отношений Тбилиси и Сухуми.
Известно, что ни Абхазия, ни Грузия не готовы сегодня идти на уступки. Абхазия не приемлет ни одной формы внутригосударственного статуса. Наоборот, она стремится к равноправным межгосударственным отношениям с Грузией. Однако эта формула ущемляет интересы грузинского государства, которое впоследствии рискует распасться на мелкие образования. Грузию устраивает любая форма урегулирования конфликта с Абхазией при соблюдении лишь одного, главного условия - сохранения территориальной целостности.
По нашему мнению, существует несколько обязательных условий, требующих от обеих участвующих в конфликте сторон некоторых уступок и вместе с тем сохраняющих важные положения их требований, которые раньше считались неприемлемыми.
Абхазии следует отказаться от требования "абсолютной независимости" - хотя бы по той простой причине, что международное сообщество пока еще не готово признать ее в качестве суверенного государства.
Грузии, в свою очередь, придется отказаться от жесткой централистской политики в отношении своих внутригосударственных образований и дать им максимально возможную свободу. Общеизвестно, что отношения бывших автономных образований с центральной властью отнюдь не идеальны. В массовом сознании населения различных регионов страны укореняется стереотип противопоставления себя другим регионам. Так, абхазы не признают своих родственных связей с остальным населением Грузии, аджарцы дистанцированы от основной части Грузии по причинам религиозного характера. Этот перечень можно продолжить, вспомнив о Южной Осетии и населенной армянами Джавахетии.
Чтобы избежать еще большего обострения отношений регионов с Центром, официальному Тбилиси следует тщательно выбирать подходы, учитывающие все особенности и интересы каждого внутригосударственного образования. Понятно, что в ближайшее время как грузинская, так и абхазская стороны вряд ли будут готовы пойти на уступки в ущерб своим основным требованиям. Они по-прежнему, вопреки достигнутым соглашениям, остаются верны своим прежним позициям. Абхазия продолжает готовиться к отражению возможных атак со стороны Грузии. Последняя же не так активно, как прежде, но тем не менее с достаточной настойчивостью стремится сохранить в рамках своих государственных границ территорию Абхазии. Очевидно, что в грузинско-абхазских отношениях отсутствует фактор доверия, а без него вряд ли можно говорить о стабилизации ситуации и о дружественном сосуществовании враждебно настроенных народов и тем более о возвращении беженцев на территорию, которая в недавнем прошлом была ареной военных действий.
Единственным реальным выходом из создавшегося тупика является восстановление доверия. Для этого необходимо, чтобы стороны путем согласия, закрепленного в соответствующем договоре, отложили на определенный срок установление статуса Абхазии. Это даст возможность конфликтующим сторонам существенно сблизить позиции. К мерам, направленным на восстановление утраченного доверия между Грузией и Абхазией, можно отнести, например, объявление территории Абхазии демилитаризованной зоной и отказ грузинского правительства от применения силы в отношении последней.
Соглашение об отложенном статусе Абхазии дает обеим сторонам конфликта несколько преимуществ. Во-первых, с одной стороны оно позволит избежать человеческих жертв и материальных затрат, с другой - обеспечит относительную экономическую стабильность и подготовит необходимую почву для возврата в свои дома беженцев и вынужденных переселенцев.
Во-вторых - обеспечит сторонам конфликта возможность максимально сблизить свои позиции и восстановить утерянное доверие.
В-третьих - предоставит возможность ученым и исследователям принять непосредственное участие в решении теоретических задач, имеющих практическую значимость.
Исходя из вышесказанного, мы предприняли попытку разработать и предложить несколько рекомендаций для нового, более демократического территориального устройства Грузии, учет которых, возможно, позволит разрешить абхазский политический кризис и избежать возникновения аналогичных конфликтов.
Нижеследующие рекомендации теряют смысл в случае, если они не предопределены демократической позицией центральной власти Грузии при определении территориального устройства. Следовательно, Конституция должна отражать волю всего населения, а значит, быть легитимной и при этом сочетать права и интересы регионов, государственных образований, национальных меньшинств и коренных народов, а не представлять собой сборник абстрактных прав и обязанностей. В данном случае важно установление действенной конституционной системы. Исходя из этого, центральной власти предстоит изменить жесткую систему правления на гибкую, которая позволит более оперативно согласовывать интересы государства, с одной стороны, и внутригосударственных образований - с другой.
Представляется целесообразным создание в рамках законодательного органа координационного совета, который занимался бы изучением и согласованием межрегиональных отношений, отношений государственных образований и центральной власти. Кроме того, в его функции должны входить разработка и рассмотрение проектов разрешения различных территориальных, этнических или национальных претензий.
Обязательным условием для результативного функционирования координационного совета является его универсальный состав. В нем должны быть представлены все регионы, государственные образования и центральная власть. Желательно, чтобы должность представителя в координационном совете была выборной. Это положение не должно коснуться представителей центральной власти, которые могли бы назначаться президентом. Все эти положения должны найти свое отражение в соответствующем соглашении (условно его можно назвать "соглашением о межрегиональных взаимоотношениях и сотрудничестве"), разрабатываемом представителями регионов в координационном совете и подлежащем утверждению путем референдума, проводимого в каждом отдельном регионе. Лишь после данной процедуры соглашение приобретает юридическую силу.
Особое место в содержании данного соглашения следует уделить, в частности, проблеме разделения института суверенитета на внутренний суверенитет, который будет принадлежать каждому отдельному региону, и внешний, делегируемый координационному совету отдельными регионами. В соответствии с этим координационный совет уполномочивается осуществлять международное представительство единого межрегионального содружества, заключать международные договоры, брать на себя соответствующие обязательства, устанавливать дипломатические и консульские связи и т.д. Данным положением определяются также вопросы гражданства.
Кроме того, необходимо подробно прописать порядок создания общегосударственных ведомств: аппарата координационного совета, силовых ведомств, исключая правоохранительные органы, функционирование которых может обеспечиваться силами регионов.
Думается, важное место следует уделить механизму внедрения вместо государственной бюджетной системы, предусматривающей жесткие налоговые обязательства в пользу Центра, системы общегосударственного фонда. Другими словами, каждый регион берет на себя обязательство стабильно перечислять определенную сумму в названный фонд. Назначение фонда заключается в финансировании общегосударственных нужд (например, финансирование аппарата координационного совета, социального фонда, финансирование силовых ведомств).
Следующее требование касается провозглашения народного суверенитета как основы государственного суверенитета, причем оно должно быть отражено не только в соглашении, но и в Конституции Грузии. Согласно нашей рекомендации, провозглашение народного суверенитета подтверждает демократический принцип народовластия, согласно которому народ сам определяет приоритеты своих интересов.
Серьезного подхода требует определение статуса отдельных регионов и каждого государственного образования. В целях обеспечения внутригосударственного правопорядка и общественной безопасности желательно в конституционном порядке гарантировать государственным образованиям максимальную внутреннюю независимость и пропорциональный пакет полномочий в управлении общими делами государства, особенно на уровне международных отношений.
Вышеизложенное не исчерпывает всего спектра необходимых требований создания новой модели территориального и государственного устройства Грузии. В данной статье излагаются лишь несколько основных предложений, способствующих искоренению внутригосударственных разногласий и конфликтов. В дальнейшем намечается вынесение на всеобщее обсуждение более полного варианта новой концепции территориальной организации Грузии как панацеи от внутригосударственного кризиса. Мы надеемся, что в обсуждении данного проекта примут участие многие заинтересованные лица. Без этого трудно будет выявить пробелы и изъяны новой, демократической модели государственной организации не только Грузии, но и других многонациональных стран, которые также не раз сталкивались с подобными проблемами и нуждаются в их разрешении.