- ВЛАДЫКА ИГОРЬ, на Украине много говорят о необходимости единства украинского православия. Но не кажется ли вам, что его разделение естественно и является следствием того, что для одной части православных принципиально важно иметь Церковь, объединенную с Московским Патриархатом, а для другой части верующих - Церковь, организационно от него отделенную?
- Сейчас мы наконец-то имеем социологические данные о реальном отношении населения Украины к разделу Церквей. Это опрос Украинского центра экономических и политических исследований. Они подтверждают то, о чем и мне приходилось не раз говорить: большинство населения Украины выступает против искусственного объединения православных Церквей. Таким образом, заявления ряда политиков о том, что народ хочет объединения Церкви, а только отдельные самонадеянные епископы не хотят, оказались фальшивыми.
- Но ваша Церковь тем не менее стремится к объединению. Какой видится в этой связи перспектива ваших отношений с УПЦ Московского Патриархата?
- Предлагаемая нами модель, которая на протяжении ряда месяцев отрабатывается в церковной политике УАПЦ, предназначена не для того, чтобы разрушить УПЦ Московского Патриархата на Украине. Еще несколькими годами раньше мы предлагали начать с создания в Киеве подворья Вселенского Патриарха, которое бы стало центром диалога между тремя православными Церквями на Украине. Наверное, ни одна другая сила не могла бы осуществить эту миссию. На протяжении этого года мы получили несколько важнейших подтверждений готовности Вселенской Патриархии присутствовать в церковной жизни Украины. Митрополит Украинской Православной Церкви в США (подчиненной Константинопольской Патриархии. - А.П.) Константин в апреле фактически вошел в руководство УАПЦ и позже возглавил Поместный Собор. Я бы отметил в этом отношении еще одно: мы рассматриваем путь своей Церкви к объединению не как путь победителей. УАПЦ уже первым решением Поместного Собора признала необходимым исправление допущенных в прошлом ошибок, покаяние в отступлениях от канонов. Это открывает путь диалога, полного любви и прощения. И именно такой путь мне кажется единственно верным для формирования единой поместной Церкви на Украине, которая бы не входила в конфликт с Русской Православной Церковью, а наоборот, старалась вырабатывать приемлемые формы братского сосуществования с той частью верующих Украины, которые и в дальнейшем захотели бы оставаться под юрисдикцией Москвы.
- Но вы допускаете долговременное существование на Украине православных Церквей - условно говоря, национальной и остающейся под юрисдикцией Москвы?
-Я думаю, что если говорить об обустройстве православной жизни Украины, отвечающем нуждам полноты вселенского православия, то мы просто не имеем другого выхода, кроме этой модели. То есть братского по духу сосуществования Церквей, имеющих центр в Киеве и ориентированных на исторический центр украинской Церкви в Константинополе, и Церкви, остающейся в юрисдикции Московского Патриархата. Если часть русских, проживающих на Украине, рассматривает Церковь как часть своего этнического наследия и хочет через нее сохранять свою идентичность, то патриотическая часть украинцев может и должна понять и поддержать эти устремления.
Может быть, государству для более широкого влияния на церковную жизнь и хотелось бы иметь одну Церковь. Но у меня создается такое впечатление, что и в современном, достаточно прагматичном государственном аппарате сторонников такой идеи все-таки абсолютное меньшинство. Мне кажется, что сейчас многое на Украине зависит от того, насколько в Русской Православной Церкви стратегическое мышление возобладает над стремлением к тактическому успеху. Да, сегодня Русская Православная Церковь на Украине является мощнейшей из всех религиозных организаций. Но ведь тенденции развития свидетельствуют о том, что всплеск религиозности заканчивается. Начинается более жесткая борьба Церкви за души людей в секуляризированном либеральном обществе. Украинская национальная Церковь как идея присутствовала и будет присутствовать в идеологии тех партий и политических сил на Украине, которые уже сегодня имеют достаточно ровное развитие и неплохую перспективу дальнейшего расширения влияния в обществе. А идеологической опорой УПЦ МП до последнего времени оставались или одиозно шовинистические организации, которые провалились на выборах, или левые партии, по природе своей чуждые христианству и неминуемо теряющие свое влияние в обществе.
Украинская Церковь существует, и, насколько я представляю, помощь в ее оздоровлении со стороны Константинополя будет оказываться обязательно. И проблема только в том, будет ли она и в дальнейшем переживать свое становление вопреки Московскому Патриархату, или же руководство Русской Православной Церкви станет партнером в деле становления Церкви-сестры. Такие вещи не забываются, и если сейчас удастся людям со стратегическим мышлением изменить отношение Московской Патриархии к украинскому вопросу, то мы вполне можем рассчитывать на то, что лет через 10-15 в православной семье мира будут две мощнейшие Церкви-сестры, оказывающие влияние и на весь христианский мир, - Церкви России и Украины. Если же Московский Патриархат продолжит сохранять жесткие подходы к украинским Церквям, возможно, тогда украинская Церковь станет расширять свое влияние на украинскую общину России, создавая там и далее свои приходы. Но я надеюсь, что путь сотрудничества в становлении украинской поместной Православной Церкви в каноническом единстве с мировым православием будет поддержан или, во всяком случае, не отринут и большинством епископата и священства Русской Православной Церкви.
- В чем должно заключаться такое сотрудничество?
- В отказе от демаршей против Вселенского Патриарха и его присутствия в межправославном диалоге на Украине, в исключении из церковных публикаций моментов, оскорбляющих достоинство христиан, принадлежащих к украинским Церквям. Взвешенные и корректные позиции - это уже очень много.
- Вы сказали, что должна сделать УПЦ Московского Патриархата для достижения компромисса, а что, с вашей точки зрения, должна предпринять в этом направлении ваша Церковь?
- Думаю, что и для нас важно будет отказаться от митингового пафоса в рассуждениях об Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Кстати, на уровне Патриархии нашей Церкви вы не найдете за последние годы ни одного документа, содержащего унизительные, грубые выпады против УПЦ МП. Мне кажется, что та модель становления украинской поместной Церкви, которую разрабатывает наша Патриархия на протяжении последнего времени, может позволить украинской Церкви МП если не стать участницей этого процесса, то, во всяком случае, отказаться от противостояния ему и оказать помощь - своим богословским знанием, советом, сочувствием.