СЕГОДНЯ в бывших советских республиках живет 20 миллионов наших соотечественников - седьмая часть населения России. Здесь они чувствуют себя людьми "второго сорта", их права повсеместно нарушаются, их "выдавливают" из этих стран. В этом смог в очередной раз убедиться президент РФ во время недавнего саммита в Астане, где ему пришлось выслушать жалобы от представителей ассоциаций соотечественников, призвавших Россию вести более активную и последовательную политику по их поддержке.
Президент среагировал моментально, поручив правительству изыскать средства для обеспечения до конца года неотложных экономических мер в рамках такой поддержки. И вот теперь выясняется: как потратить найденные на это в бюджете 50 с лишним миллионов рублей толком не знает никто - ни члены правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, ни представители Миннаца и Минфина. По сообщениям СМИ, в частности "НГ", чиновники приняли "соломоново" решение: большую, не востребованную никакими заявками, часть суммы потратить на проведение съезда соотечественников в Москве.
Безусловно, нашим соотечественникам необходимо объединиться организационно. Но 50 миллионов были выделены президентом не на организационное строительство и разработку долгосрочных программ, а на экстренную помощь, о которой его очень просили. Оказалось, что никакой четкой концепции помощи, рационально распределяющей выделяемые Россией финансовые ресурсы, до сих пор не подготовлено. Нельзя же подменять ее принятым еще три года назад и довольно общим Федеральным законом "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
О необходимости срочной разработки четкой программы действий с поэтапной привязкой к бюджетным средствам я не устаю говорить со времени своей недолгой работы в 1997 году в качестве федерального министра по делам СНГ. Считаю необходимым напомнить суть предлагаемого комплекса мер: организационное оформление разрозненных объединений русскоязычных граждан в странах СНГ и Балтии; система связанных кредитов для зарубежных предприятий, где преимущественно заняты наши соотечественники, и приоритетное обеспечение таких предприятий сырьем и комплектующими; поддержка российских предпринимателей в этих странах через систему заказов, льготного доступа на российский рынок, лизинг; поощрительный режим для российских предприятий, участвующих в программах поддержки наших зарубежных соотечественников; государственные программы поддержки русской школы в этих странах и обучения русскоязычных национальных кадров в российских вузах; целевое кредитование под закупки учебной и иной литературы на русском языке у российских издательств; финансовая и материально-техническая поддержка русскоязычных СМИ, прописанная отдельной строкой в федеральном бюджете.
Ответственные за проведение государственной политики в отношении наших соотечественников за рубежом могут согласиться с моими предложениями или существенно их скорректировать - это в их компетенции. Несомненно, основным центром распределения экстренной помощи должны стать российские консульства на местах, тем более что они, как никто другой, осведомлены о том, какие "дыры" нужно залатать в первую очередь. А осваивать бюджет в пожарном порядке только ради того, чтобы отчитаться в выполнении президентского распоряжения, не стоит, ведь речь идет о слишком важных вещах.