0
737
Газета СНГ Интернет-версия

17.10.2000 00:00:00

Свобода совести или свобода мордобоя?

Тэги: Грузия


CТРОИТЕЛЬСТВО гражданского общества в Грузии с неукоснительно действующими в нем правилами "демократического общежития", похоже, вдохновляет не всех. Более того, грузинской общественности уже почти систематически приходится с возмущением наблюдать никак не укладывающееся в рамки современных социальных стандартов явление. Речь идет, если можно так выразиться, о крестоносных походах локального характера. По-другому трудно квалифицировать недавний воинственный набег обезумевшей толпы, предводительствуемой облаченным в одежды священника субъектом, на редакцию независимой газеты "Резонанси".

Гнев налетчиков вызвали публикации, обличающие носителей средневекового сознания. На этот раз религиозные псевдослужители и их паства дошли до такого исступления, что с помощью сварочного аппарата и мобилизованного ими сварщика-единомышленника намертво приварили входную дверь редакции, угрожая ее сотрудникам избиениями и анафемой.

Вина журналистов состояла в том, что они дали вполне адекватную оценку поведению агрессивных фанатиков, на свой лад оберегающих чистоту христианского учения от "посягательств" со стороны местных последователей "Свидетелей Иеговы". Эта религиозная организация с ее многочисленными ячейками и филиалами создана не без помощи представителей западных стран, работающих в Грузии вопреки интересам блюстителей и ревнителей грузинского православия. Конфликт, начавшийся несколько лет назад, продолжается поныне и сопровождается обращениями иеговистов в суды. Эти процессы "Свидетели Иеговы" в основном проигрывают, ибо решения принимаются в соответствии с особенностями действующего законодательства. Один из исков, поданных в целях запрещения деятельности иеговистов в стране, был не так давно удовлетворен, однако обиженные нетерпимостью своих оппонентов "Свидетели Иеговы" сдаваться не собираются и предпринимают ответные шаги. Впрочем, вопрос не только в требованиях законодательства, тем более что закон о религии еще не принят и многие судебные решения основываются на предписаниях Конституции.

Ситуация прямо свидетельствует о недостаточной мировоззренческой культуре той части общества, которая так или иначе пытается препятствовать свободному развитию демократических процессов. Поскольку же в особых симпатиях к иеговистам нельзя заподозрить и патриархию, а правоохранительными органами недостаточно оперативно принимаются специальные меры к хулиганствующим отцам, то ненавистники иеговистов и прочих "нехристей" пользуются определенным попустительством. Достаточно вспомнить двух избитых молодых людей, появившихся перед зданием суда после одного из судебных заседаний.

Поводом для кровавого избиения сектантов стало проведение иеговистами специального собрания для обращения в свою веру ряда согласившихся на это граждан. Действия экстремистов имели тогда вроде бы религиозную окраску, однако было заметно, что сказываются и особенности общественно-политической жизни, характерные для последнего десятилетия. Не менее сотни человек, преимущественно женщин, напали на штаб-квартиру иеговистов. Впереди шел бывший священник отец Басилий, за четыре года до того разошедшийся во взглядах с патриархией на проблему экуменизма. Но дело в том, что экуменизм отстаивался "святым отцом" в угоду оппонентам патриархии, а ими преимущественно были и остаются звиадисты. Отец Басилий (в миру - Василий Мкалавишвили) изгонял назначенных в епархию священников, избивал неугодных ему представителей православного духовенства, демонстративно игнорировал распоряжения Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго. Особенностью паствы неуравновешенного Басилия еще с тех пор считалось преобладающее наличие в ней самоотверженных активистов в лице сторонников бывшего президента Звиада Гамсахурдиа.

Отец Басилий, совмещая служение с политизированными мероприятиями в защиту идей звиадистов, не раз становился объектом внимания широкой общественности. В 1995 г. решением Священного Синода был низложен из духовного сана, после чего стал обычным гражданским лицом. Однако, выдворенный из храма, продолжал богослужение под открытым небом. Пытаясь утвердиться в качестве альтернативного духовного лидера православных христиан в одном из районов грузинской столицы и противопоставить свое влияние самой патриархии, он стал культивировать набеги районного масштаба на места обитания сектантов и иеговистов. С тех пор раздаются громогласные призывы - уничтожить "сатанинские силы" и разорить гнезда иноверцев. Женщин, как правило, избивают и таскают за волосы, достается и мужчинам. Когда громили иеговистов в первый раз, "святой отец" самолично изувечил тяжелым крестом нескольких членов секты. Но люди из его команды усердствуют куда значительнее. Погромы помещений совершаются люто и беспощадно.

Виновники первого шабаша были задержаны, но затем отпущены, как и бывший отец Басилий, у которого взяли подписку о невыезде. Однако подписка о невыезде так и не стала средством "воспитания". И воинственные походы в назидание иеговистам и их невольным "пособникам" - поддерживающей демократические свободы молодежи - продолжались, что вызывало все более нарастающее возмущение общественности и неправительственных организаций. В управлении городской полиции было возбуждено уголовное дело по факту хулиганства и нанесения ущерба общественным зданиям. Что, впрочем, также не помешало религиозным экстремистам совершить новые "подвиги". К сожалению, задерживается парламентом принятие закона о религии, о необходимости которого говорится достаточно часто. Четкой уголовной квалификации для инициаторов подобных возмутительных инцидентов не существует, к тому же не определено отношение государства к тем или иным сектам, и такое положение более чем устраивает современных религиозно-политических мракобесов.

Православная Церковь, понятно, не в восторге от деятельности "Свидетелей Иеговы" в Грузии. И тут дело, видимо, не только в разночтении священных текстов, не только в попытках тех или иных сектантских движений на свой лад трактовать Священное Писание. И не в том только, что Православная Церковь и патриархия стремятся воспрепятствовать самодеятельному подходу к изучению и восприятию христианства. Хотя и все это само по себе не может не тревожить духовников. Иеговисты, как считают иерархи Церкви, при каждом удобном случае пытаются "завербовать" в свои ряды неустойчивых и легковерных граждан, заставляют их отойти от православия. Однако это не означает, говорят представители патриархии, что набеги религиозных экстремистов из команды Василия Мкалавишвили могут быть одобрены хоть в какой-то степени. Позиция православного духовенства состоит в том, что своими скандальными акциями преступного характера Мкалавишвили хотел бы вновь обратить на себя внимание общественности и политических кругов, реанимировать свою персону в качестве самого активного и убежденного борца за торжество православия. В действительности же он способствует умопомрачению верующих и созданию ситуации, когда религиозные объединения как бы преследуются. Подобное впечатление может дать нежелательный эффект - к примеру, вызвать сочувствие к тем же иеговистам. Патриархия видит в разгуле религиозных экстремистов серьезную угрозу, связанную с дискредитацией Православной Церкви. Многие наблюдатели считают, что "эти люди являют собой секту патологических человеконенавистников, куда более страшных, чем иеговисты и кто-то еще".

Нельзя не заметить, что проявление нетерпимости в столь агрессивной форме еще с десяток лет назад отличало радикальную часть последователей звиадизма. Для значительной части маргинальной, с затуманенным сознанием публики проявление активности на религиозном поприще рассматривается, скорее всего, как определенная компенсация за невозможность благоговейного служения живому идолу, каким был для многих из них Звиад Гамсахурдиа. Именно их нынешние лидеры склонны опасаться интеграции в международное сообщество, избегать влияния западной цивилизации и культуры.

Преобладающее большинство носителей подобных взглядов дает позитивную оценку действиям погромщиков. Последние пользуются идейной поддержкой со стороны небольшой группы националистически настроенных депутатов, ностальгирующих по временам, когда страной руководил все тот же Звиад. Очевидно, что подобный феномен не улучшает имидж страны, добивавшейся независимости вовсе не для того, чтобы реализовывать принципы государственного изоляционизма в практике международных отношений.

Тбилиси


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1488
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1430
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1198
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1361

Другие новости