0
922
Газета СНГ Интернет-версия

17.10.2000 00:00:00

Асы киргизского неба


ШТАБ южной группировки войск (ЮГВ) Киргизской Республики находится в предместье областного центра, города Баткена. Его небесными воротами является местный аэродром двойного назначения, который используют и военные, и гражданские авиаторы.

Начальник управления авиации Минобороны республики полковник Сайфутдин Азизов - личность колоритная, истинный ас, вертолетчик, как говорится, от Бога. У него непререкаемый авторитет среди местных авиаторов, причем не только военных. За плечами полковника - афганская война. Именно в афганском небе он научился воевать так, как умеют в мире немногие. В активе аса - сложнейшие полеты в боевых условиях в Нагорном Карабахе и других горячих точках бывшего СССР.

Азизов высок ростом, сухопар, жилист, выделяется благородной сединой в поредевшей шевелюре, неспешными, рассудительными интонациями и доброжелательным взглядом пронзительно черных глаз. Большую часть времени полковник проводит в своем армейском вагончике на связи с "бортами", как на военном арго называют самолеты и вертолеты. Командир спокойно, немного устало, без излишних эмоций ведет разговор с подчиненными в эфире. От Азизова исходит олимпийское спокойствие, подкрепленное неизменным предложением отведать зеленого чая. Полковник с гордостью рассказывает о своих авиаторах и совсем ничего - о себе. Одно только удалось мне чуть ли не клещами вытянуть из Сайфутдина в нашу первую встречу: то, что летать даже с очень рискованными заданиями ему гораздо легче, чем командовать и переживать за полеты своих подчиненных. Самые тяжелые минуты во время нынешней военной кампании были для него, когда ночью вдруг оборвалась связь с одним из военных вертолетов. А самое счастливое мгновение - когда этот пропавший борт заходил на посадку на родном аэродроме.

Азизов по-отечески заботливо рассказывает о вертолетчиках, которым больше других приходится рисковать в условиях высокогорья, летая на стареньких, латаных-перелатаных Ми-8. Особенно тепло Сайфутдин отзывается о Садыке Садыкове, который неоднократно, рискуя собственной жизнью, выводил свой вертолет из-под плотного обстрела и на волосок от катастрофы приземлялся на леднике, чтобы погрузить на борт раненых. За это Садык Садыков указом президента Аскара Акаева был награжден орденом Манаса (одна из высших воинских наград Киргизской Республики). Недавно президент, который в очередной раз приезжал в Баткен на встречу с защитниками границы, лично вручил награду герою. Кстати, это была пятая за нынешний год поездка Верховного главнокомандующего вооруженными силами в штаб ЮГВ. Аскар Акаев в курсе проблем, остро стоящих сегодня в условиях приграничной войны перед Министерством обороны КР.

Одна из них - тяжелое положение, в котором не по своей вине оказалась армейская авиация. Летная техника работает на пределе возможностей. А что поделать? Капремонт Ан-12 стоит не менее 680-700 тыс. долл., а Ми-8 - 2 млн. "зеленых". Идет вторая кампания "сезонной войны", а у Минобороны по-прежнему не хватает средств на авиацию. Некогда богатое советское воздушное наследство было фактически разбазарено небезызвестным политиком, бывшим вице-президентом страны Феликсом Куловым. Знаменитые МиГи и те пошли с молотка по бросовым ценам за рубеж в рамках пресловутого проекта "Канат" (в переводе с киргизского - "крылья"). В результате обескрылили вооруженные силы республики. Вот когда аукнулось куловское шапкозакидательство. Киргизский "железный Феликс" объяснял свои действия просто: зачем, дескать, нам так много военной техники?! Мы никого не трогаем, и нас никто не задевает. Но вот случилась беда, и армейская авиация оказалась неготова к ней. Теперь у авиаторов появились острые проблемы даже с самыми необходимыми запчастями. Каждая деталька ценится буквально на вес золота. Выручают бортмеханики и авиатехники, мастера на все руки. За счет этого и держатся пока на лету боевые эскадрильи Киргизии.

Конечно, и президент, и министр обороны, и парламентарии делают все возможное, чтобы помочь решению наболевших проблем, связанных с тяжелым положением армейской авиации. Однако бюджет страны - не резиновый: на решение всех вопросов средств не хватает...

Умудренный опытом, полковник Азизов никогда не жалуется на судьбу, но один раз при мне не удержался и обронил выстраданные слова: "Хорошо, что сейчас наверху понимают наши проблемы, не дай Бог, опять настанут куловские времена". Вслед за этим он задумчиво посмотрел на небо и просветлел: "Вон, смотри, новичок идет на посадку. На короткую полосу сажает "борт" - хорошо заходит, орел... У меня все такие - отчаянные ребята: и ветераны, и желторотые птенцы. Все до одного фанаты, "икары": жить не могут без полетов. На любые, даже очень рискованные задания готовы отправиться в самую нелетную погоду. Недаром пехота нас прозвала "владыками неба" и чуть не молится на нас. Конечно, мы не боги, но тоже всегда готовы прийти на помощь. Поэтому на нас надеются внизу и знают, что мы, авиаторы ЮГВ, никого никогда не подведем..."


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
4528
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
2619
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
3001
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
2950

Другие новости