НЕКОТОРОЕ оживление российской политики на закавказском направлении и итоги последнего визита президента Армении в Москву поставили несколько новых вопросов для российско-азербайджанских отношений, которые, безусловно, должны стать предметом самого серьезного внимания и изучения со стороны официального Баку.
Стратегическое сотрудничество между Россией и Арменией не направлено против третьих стран, а сами по себе российско-армянские связи настолько осмысленны, что двум странам не надо дружить против кого-либо, заявил недавно в интервью для газеты "Республика Армения" заместитель министра иностранных дел России Григорий Берденников, и именно этот тезис стал лейтмотивом московской встречи между президентами России и Армении. Очевидно, что этот тезис не будет серьезно воспринят азербайджанской стороной - Армения и Азербайджан находятся в состоянии вооруженного конфликта, и естественно, что военное и политическое сотрудничество Москвы и Еревана (о незаконных поставках Россией оружия Армении говорить не приходится - они слишком очевидны, чтобы обсуждаться на официальном уровне) при отсутствии значимой военной компоненты в российско-азербайджанских отношениях объективно, то есть независимо от доброй воли Москвы, укрепляет позиции одной из сторон конфликта. Иными словами, военно-стратегические позиции Армении сегодня так сильно укреплены российской техникой, базами и военными специалистами, взаимодействием в сфере атомной энергетики, что сотрудничество двух стратегических друзей стало уже самостоятельно действующим фактором региональной ситуации и не нуждается в советах Москвы относительно того, быть ли ему нацеленным против Азербайджана или нет.
Гораздо более серьезным по своим последствиям для Баку может стать другой тезис, с которым все чаще выступают российские дипломаты. Россия приветствует прямые контакты лидеров Армении и Азербайджана, и если стороны придут к приемлемому решению, то готова стать их гарантом. Недавно - в ходе российско-армянских переговоров - эта позиция была подтверждена на более высоком уровне - президентом России В.Путиным, заявившим также, что "Россия не обладает особыми правами в процессе карабахского урегулирования" и что заявления о наличии у Москвы эксклюзивных рычагов влияния на ситуацию являются "рудиментами имперского мышления". Ирония в том, что обвинения в имперском мышлении направлены прежде всего президенту Азербайджана Гейдару Алиеву, так как он единственный из лидеров стран региона неоднократно заявлял о том, что именно "в руках России находится ключ к решению данной проблемы".
Здесь возникает сразу несколько вопросов. Означает ли заявленная высокопоставленными российскими дипломатами, а вслед за ними и президентом России позиция, что Россия как постоянный член СБ ООН не может или не хочет гарантировать выполнение резолюций СБ, призывающих к выводу армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана? Означает ли данное заявление, что Азербайджану не стоит рассчитывать на нормы уставов ООН, ОБСЕ, СНГ, двусторонних договоров и соглашений с Россией, четко и однозначно провозглашающих незыблемость и взаимное признание принципов суверенитета, нерушимости границ и территориальной целостности? Означает ли это, что, в случае если стороны не придут к согласию, Россия предложит выгодную Армении и унизительную для Азербайджана формулу примирения со сложившимся статус-кво?
Безусловно, не стоит переоценивать возможности Москвы, но и недооценивать их тоже было бы некорректным. Ведь для азербайджанцев, граждан России и Азербайджана, ожидания активной роли России связаны не с "брусиловским прорывом" российской армии, как, видимо, представляют себе данный процесс некоторые российские и азербайджанские политики. У России есть другие - достаточно простые, но эффективные дипломатические рецепты активизации мирного процесса и поиска именно справедливого решения. К их числу можно отнести прежде всего жесткий акцент в официальной позиции Кремля и МИД России на принципы нерушимости границ и территориальной целостности всех стран региона - не только России и Армении, но и Азербайджана. Ведь очевидно, что внешне нейтральный тезис об "отсутствии у России особых прав" выгоден только Армении, так как создает необходимые политические и правовые предпосылки для консервации нынешнего статус-кво. В самом деле, о необходимости выполнения резолюций СБ ООН, соблюдения уставов ОБСЕ и СНГ никто не вспоминает, США и Запад свои нефтяные проблемы в Азербайджане решили, фактически обманув ожидания азербайджанских граждан в политической и экономической поддержке их страны, а теперь и Россия "сдает карты" - лучшего с точки зрения интересов Армении расклада в игре великих держав не придумаешь. Можно спокойно сохранять режим оккупации Нагорно-Карабахского и других регионов Азербайджана, вести переговоры с Азербайджаном и одновременно подписывать за его спиной "межправительственные соглашения и договоры" с "правительством" так называемой Нагорно-Карабахской республики. Не случайно, что позиция господина Кочаряна по сути совпала с позицией Кремля. Действительно, не стоит возлагать решение проблемы на других - лучше самим договориться.
Москва считает, что стороны сами должны договориться. Это правильно. Она считает, что стороны конфликта должны быть не объектом, а субъектом урегулирования, и это тоже верно. Но только тогда, когда соблюдаются общие принципы и правовые рамки процесса урегулирования. Но если даже Москва не готова гарантировать их, то что помешает Еревану снова заявить, что данная проблема - это вопрос взаимоотношений Баку и Карабаха, что это проблема самоопределения "нагорно-карабахского" народа? Мы здесь ни при чем, до сих пор заявляют руководители Армении, мы лишь передаем властям Карабаха полученное у России оружие, технику, печатаем для них денежные знаки, укрепляем их бюджет, заселяем территорию Карабаха, де-юре входящего в состав Азербайджана, но все это делается "легально", на основе двусторонних "соглашений" с Нагорным Карабахом. Правда, при этом грубо нарушаются резолюции СБ ООН и сотня других международных соглашений, норм и принципов, но кто их не нарушает, да и кто о них помнит?
Как в контексте вышеотмеченного азербайджанцы должны понимать последние заявления российского президента? Мы убеждены, что пора наконец открыть глаза и понять главное. Наступило время более трезвых, свободных от пассивного упования на Москву и на "общепризнанные нормы и принципы" подходов к урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Безусловно, новый подход Москвы выглядит циничным и несправедливым, ведь в отношении аналогичных собственных конфликтов она требует соблюдения именно этих принципов, на нарушение которых согласны в других случаях. Но в то же время это полезный для властей Азербайджана подход, так как должен стимулировать у них выработку более реалистичных подходов к отношениям со своим северным соседом. Уповать нужно не на Москву, а на прочные связи и сотрудничество с Москвой. Не на нормы права, а на заинтересованность Москвы в их соблюдении применительно к Азербайджану и его проблемам. А для этого необходимы большая открытость, заинтересованность и динамизм в активизации всестороннего - торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества с Россией, большее доверие и стремление укреплять взаимодействие в военно-политической сфере и в области безопасности как в рамках СНГ, так и на двустороннем уровне.
Что же касается России, то доверие к ней только возрастет, если она найдет в себе силы выступать гарантом не только возможных результатов прямых армяно-азербайджанских переговоров, но и других не менее важных документов, под которыми уже стоит подпись российских дипломатов.