0
789
Газета СНГ Интернет-версия

10.10.2000 00:00:00

Важный фактор региональной стабильности

Дмитрий Медоев

Об авторе: Дмитрий Медоев - слушатель Дипломатической академии МИД России.

Тэги: Грузия, Азербайджан


ЕЩЕ БУДУЧИ премьером российского правительства, Владимир Путин поручил Министерству иностранных дел начать переговоры с Грузией и Азербайджаном для введения визового режима на границах этих стран с Россией. Поясняя свое заявление, премьер сказал тогда, что введение визового режима необходимо из-за того, что преступные элементы проникают в Россию через территории Грузии и Азербайджана. Это было сделано в ноябре прошлого года, в самый разгар антитеррористической операции в Чечне. Тогда принятые меры носили несколько иной оттенок, чем дипломатический, и это понятно - сегодня уже никто не может скрыть многочисленные факты активной поддержки чеченских формирований со стороны сопредельных с Россией стран. На современном этапе ситуация на Кавказе приобретает новый характер в связи с началом вывода российских войск из Грузии, которая сама до настоящего времени еще не решила проблемы, связанные с Абхазией и Южной Осетией.

Согласно стамбульским договоренностям, Россия сократит свои вооружения до 31 декабря 2000 г., а к 1 июля 2001 г. расформирует базы в Вазиани и Гудауте. Не исключено, что в скором времени Грузия может потребовать от России вывести также и миротворческие силы, расквартированные в Абхазии и Южной Осетии. Введенные в зону боевых действий, они являются на сегодняшний день единственным гарантом мира и защиты прав местного населения, в том числе и русскоязычного. Примечательно, что за последнее десятилетие большая часть населения Южной Осетии постепенно "превратилась" в россиян, явочным порядком приняв российское гражданство. Проживая продолжительное время в России в качестве беженцев, многие из них возвращаются домой, уже имея в паспорте штамп гражданина России. Сюда можно прибавить также и российских военных, проходящих службу в миротворческих силах и постоянно проживающих в Южной Осетии. Таким образом, де-факто получается, что чуть ли не половина населения Южной Осетии лишена возможности получать полноценную правовую и иную поддержку от своего государства, участвовать в выборах, пользоваться иными гражданскими правами. Консульский отдел посольства России в Грузии регулярно получает заявления о предоставлении российского гражданства, причем не только от жителей Южной Осетии, но и собственно Грузии. Поэтому неудивительно, что руководство Южной Осетии не раз обращалось в МИД России с просьбой открыть в Цхинвале российское консульство.

Вопрос приобретает особую актуальность, если иметь в виду заявление России о выходе из Бишкекского соглашения. Это решение может изменить и без того сложную обстановку вокруг грузино-осетинского конфликта и подтолкнуть югоосетинские власти еще жестче поставить данную проблему, так как и без того напряженная внутриполитическая ситуация может привести к социальному взрыву. Напомним, что Россия является официальным посредником переговорного процесса и гарантом выполнения обязательств, принимаемых сторонами. На сегодняшний день подписан ряд документов, где говорится о желании сторон идти по пути мирного урегулирования конфликта, восстановлении разрушенной войной экономики, возвращении беженцев и вынужденных переселенцев: "Совместное заявление" от 14 июля 1994 г.; "Соглашение о дальнейшем развитии процесса мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта и Смешанной контрольной комиссии (СКК)" 1995 г.; "Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте" от 16 мая 1996 г.

Как стало известно, правительство России намерено заключить с исполнительной властью Грузии соглашение о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и возвращении беженцев. Стороны признают необходимость дальнейшего финансирования восстановительных работ и предполагают разработать с участием югоосетинской стороны межгосударственную программу взаимодействия в восстановлении экономики в зоне конфликта. Новый документ призван заменить утратившее силу соглашение от 14 сентября 1993 г., которое не было реализовано, в том числе по причине отсутствия государственно-правовой поддержки и слабого механизма контроля над исполнением положений соглашения. Однако осуществление новых планов может вновь зайти в тупик. Громоздкий институт СКК с усложненной системой принятия решений не может отвечать современным требованиям, предъявляемым к подобного рода проектам.

В ходе реализации программы, несомненно, возникнут проблемы, связанные с привлечением рабочей силы, транспорта, оплатой труда и т.д. В этой ситуации неоценимую помощь в правовом обеспечении реализации новой программы экономического восстановления, а также в защите интересов российских организаций, которые могут быть там задействованы, могло бы оказать российское консульство, открытия которого добиваются власти Южной Осетии.

Практически консульства занимаются не только оформлением паспортов и виз. В первую очередь они представляют государство в вопросах защиты интересов граждан и интересов своей страны главным образом в торгово-экономической и имущественно-правовой областях. Консульство может быть учреждено на территории государства пребывания только с его согласия. Также согласуется местопребывание и границы консульского округа. Обычно консульства открываются в тех местах, где находится наибольшее количество граждан соответствующей страны или имеются какие-то особые и постоянные связи с этим государством. Первоначально сотрудники российского посольства в Тбилиси по согласованию с МИД Грузии могли бы в определенные дни выезжать в Цхинвал для консульского обслуживания проживающих там сограждан.

Положительное решение вопроса об открытии российского консульского учреждения в Южной Осетии не только позволило бы обеспечить реализацию различных экономических и гуманитарных программ в зоне конфликта, но и способствовало бы установлению стабильности и укреплению доверия в зоне конфликта. А в первую очередь это послужило бы серьезной поддержкой самому процессу мирного урегулирования, поскольку были бы наглядно продемонстрированы добрая воля и желание сторон достойно решать острые проблемы, стоящие перед ними.

Данный акт явился бы очень важной и необходимой международно-правовой гарантией безопасности и стабильности не только для населения Южной Осетии, но и для региона в целом. Достижение взаимопонимания в этом непростом вопросе чрезвычайно важно как для России, так и для Грузии, поскольку это отвечает интересам обеих стран.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2844
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3346
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2458
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4352

Другие новости