0
1220
Газета СНГ Интернет-версия

10.10.2000 00:00:00

Узбекская "дэушка" хочет нравиться россиянам

Тэги: Узбекистан, автомобиль, ДЭУ


ВРЯД ЛИ, принимая решение о строительстве в Асаке (Андижанская обл.) предприятия, способного ежегодно выпускать 200 тыс. легковых автомобилей, в Узбекистане предполагали, что за четыре года оно так и не выйдет на проектную мощность и будет вынуждено работать менее чем на треть своих возможностей.

Между тем СП "УзДЭУавто" - гордость и, как любят говорить в Узбекистане, символ независимости страны (это совместное с южнокорейскими партнерами предприятие проектировалось и возводилось в годы, когда республика стала суверенной) - не только не наращивает производство, как это планировалось, но год от года снижает его. В 1997 г. с конвейера сошло 64 тыс. автомобилей, в 1998-м - 55 тыс., в 1999-м - 50 тыс. В нынешнем году эта цифра не превысит и 45 тыс. машин.

По словам генерального директора Центра по маркетингу Узавтопрома Хамида Азиз-Кариева, СП "УзДЭУавто" не намерено "работать на склад" и производит ровно столько автомобилей, сколько способно продать. Это решение выглядит вполне разумным, но трезвый взгляд на ситуацию позволяет сделать неутешительный вывод: заложенная при проектировании концепция экспортной ориентации себя не оправдывает. Число машин, продаваемых за пределами республики, с годами не растет, а продажа на внутреннем рынке снижается, что автомобилестроителям особенно досадно - ведь до сих пор основная масса произведенного реализовывалась в самом Узбекистане, причем так активно, что в результате нынешний автопарк республики примерно на треть состоит из "Нексий", "Дамасов" и "Тико", произведенных в Асаке.

Впрочем, падению в Узбекистане спроса на автомобили едва ли следует удивляться - это государство не из больших и богатых, и насыщение его рынка дорогими товарами происходит быстро. Те, кто мог себе позволить такую покупку, как автомобиль, в основном его уже купили, и нынешняя продажа (а она в настоящее время в республике составляет в среднем около 100 автомобилей в день) только внешне выглядит солидной, на самом же деле имеет явную тенденцию к снижению.

Правда, в целях стимулирования спроса на внутреннем рынке еще в марте 1996 г., согласно правительственному постановлению, был утвержден "Порядок предоставления кредитов гражданам Республики Узбекистан на покупку автомобилей", произведенных СП "УзДЭУавто", - документ, направленный на поддержку отечественного автомобилестроения. Однако получение такого кредита в настоящее время стало практически невозможно, так как кредитные учреждения этот документ не считают обязательным для исполнения. Их можно понять: несмотря на все прилагаемые правительством усилия, продолжает сохраняться значительная разница между официальным и теневым валютными курсами. Именно по этой причине у продавцов коммерческого автомагазина в Ташкенте и других городах республики цены на новые автомобили отечественного производства более чем в три раза выше, чем, к примеру, у основного из официальных дилеров СП "УзДЭУавто" - акционерного объединения "Узавтохизмат".

Если не учитывать единичные приобретения и ограниченные партии, направляемые в страны дальнего зарубежья, внешние рынки сбыта автомобилей асакинского предприятия ограничиваются государствами СНГ. Немного покупают соседи по Центрально-Азиатскому региону. Ведутся переговоры о поставках узбекских легковых автомобилей на Украину, в страны Закавказья. Перспективным выглядит китайский рынок, но его завоевание для узбекских автомобилестроителей пока продолжает оставаться мечтой. Так что основным покупателем асакинских автомобилей за пределами Узбекистана остается Россия: из 15 тыс. уходящих на экспорт машин более 90% направляется именно в РФ. Здесь узбекский автомобиль и стремится закрепиться.

И это ему вполне по силам, если учесть доброжелательное отношение российских автолюбителей, и в первую очередь к "Нексии" - машине среднего класса, которую россияне называют "дэушкой". Неплохо к ней относятся и специалисты. Популярный российский журнал "Автопилот", отличающийся резкостью своих суждений, но и взвешенностью оценок, о "Нексии" отзывается так: "Почти идеальный вариант для тех, у кого нет желания покупать подержанный автомобиль и недостаточно денег, чтобы купить дорогую иномарку. От отечественных продуктов потребителей уже тошнит. По качеству "Нексия" занимает промежуточное положение между западными "одноклассниками" и нынешней продукцией "АвтоВАЗа".

Подобная оценка авторитетного российского специализированного журнала льстит самолюбию узбекских автостроителей, которые прекрасно понимают, что никогда не смогут конкурировать на равных с такими признанными лидерами автомобилестроения, как США, Германия, Япония, Италия и т.п. Узбекистан намерен настойчиво убеждать своих потенциальных покупателей в другом - в том, что его автомобили, продаваемые по умеренным ценам, ко всему прочему еще надежны и экономичны. И это касается не только наиболее популярных "Нексий", но и малолитражек.

В начале октября в Центре исследований и испытаний автомобилей "Пскент", что находится под Ташкентом, состоятся соревнования между малолитражными автомобилями по экономическим параметрам. Принять участие в соревнованиях приглашаются все владельцы малолитражек, произведенных в разных странах мира. Победит тот автомобиль, который на одном литре топлива пройдет максимальное расстояние.

Это будет репетицией перед серией подобных рекламных соревнований, которые узбекистанские автомобилестроители намерены провести в 2001 г. в городах России, где работают основные дилеры СП "УзДЭУавто". В соревнованиях, в которых примут участие автомобили типа "Ока", "Фиат", "Жигули", узбекские автомобилестроители намерены наглядно продемонстрировать, сколь экономичны в эксплуатации узбекские малолитражки, что при нынешних ценах на горючее для автовладельца немаловажно.

На этих соревнованиях в России планируется устроить и "смотрины" принципиально новой модели - "Матиз", которую запускают в Асаке в серию нынешней осенью. Этот автомобиль класса "А", при создании которого были использованы самые свежие идеи мирового автомобилестроения, разработан в корпорации ДЭУК, но его можно назвать интернациональным. Конструкция машины и ее двигатель созданы немцами, дизайн разработали итальянцы, подвеску - англичане и т.д. Такой синтез передовой инженерно-конструкторской мысли позволил вплотную подойти к мировым стандартам. По всем параметрам "Матиз", находясь в одном классе с "Тико" - популярной в Узбекистане малолитражкой, выпускаемой в Асаке, станет намного выше своей предшественницы по безопасности, экономичности и экологическим характеристикам.

Начав сборку автомобилей, Узбекистан заявил, что вливается в число держав, называющих себя автомобилестроительными.

"Один из крупнейших наших проектов на ближайшее время - строительство моторного завода, - рассказывает Хамид Азиз-Кариев. - Это будет пик узбекского автомобилестроения. С освоением производства двигателей мы достигнем своей заветной цели - 70-процентной локализации комплектующих для автомобилей "УзДЭУавто".

Моторный завод - весьма дорогое удовольствие, требующее не только значительных капиталовложений, но и высококвалифицированных кадров самых разных профессий. К этому следует добавить освоение новых композиционных материалов, высокоточного литья, проведение серьезных научных исследований. Но и это еще не все - предстоит решать вопрос рынков сбыта. Чтобы моторное производство было высокорентабельным, необходимо в год производить не менее 500 тыс. двигателей. А это (даже если произойдет чудо и Асакинский завод заработает на полную мощность) означает, что потребуется искать на стороне сбыт еще не менее чем на 300 тыс. двигателей. Кто станет этими потребителями? В Узбекистане говорят, что ими могли бы стать Россия и Китай. Но говорят без особой уверенности, ведь на самом деле никаких гарантий обеспеченности рынка сбыта нет, а значит, нет и гарантий, что не повторится то, что случилось с асакинским предприятием, куда государство вложило громадные средства. Да, получили производственный комплекс, включивший в себя все лучшее, что было в мировом автомобилестроении на конец ХХ века. Да, с восторгом и удивлением осматривают цеха многочисленные гости, среди которых и представители известных автомобильных компаний. Но при всем при этом отдача от этого гиганта - менее чем треть от запланированного.

Но не для экскурсий же его, на самом деле, строили!

Ташкент


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1452
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3351
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2439
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1959

Другие новости