В Анкаре пока не могут примириться с мыслью, что лишь покаяние позволит турецкой нации идти в будущее без чувства вины.
На снимке: Западная Армения. 1915 г.
ТУРЕЦКОЕ правительство приняло решение ужесточить визовый режим с Арменией. По сообщению ИТАР-ТАСС, Анкара сделала это "в ответ на принятую комитетом по международным отношениям палаты представителей конгресса США резолюцию о геноциде армян в Османской империи". И если раньше граждане Армении имели возможность легко получить въездную визу на турецких погранпунктах, то теперь будут вынуждены обращаться в диппредставительства Турции в третьих странах - ведь дипломатических отношений между Ереваном и Анкарой до сих пор нет. А если учесть, что Турция по-прежнему блокирует свою сухопутную границу с Арменией, легко понять, что отныне и без того крайне хилые торговые и туристические взаимосвязи окончательно сойдут на нет. Тем более что на заседании Совета безопасности Турции уже поставлен вопрос о закрытии также и воздушной границы между двумя государствами.
Может показаться удивительным, что решение американских законодателей столь негативно отразилось на Армении. Более логичным в данной ситуации выглядело бы принятие соответствующих мер в отношении США. Однако в Анкаре убеждены, что инициатива конгрессменов стала в первую очередь результатом настойчивых действий "армянского лобби" в Америке, сочетающихся с целенаправленными усилиями армянской дипломатии в этом направлении. Кстати, официальный Ереван уже отреагировал на происходящее: здесь, приветствуя резолюцию, он тем не менее полагает, что этот вопрос в первую очередь относится к сфере американо-турецких взаимоотношений.
Судя по всему, Анкару охватывают панические настроения - именно потому, что Турция не может оказать какого-либо ощутимого воздействия на позицию вашингтонских парламентариев. Турецкая печать нервно предлагает американцам "порыться в собственной истории человекоубийств и колонизации" и призывает свой парламент принять аналогичную резолюцию, осуждающую "геноцид американских индейцев". Раздражены и местные военные, обычно настроенные к США более чем лояльно. По словам начальника генштаба генерала Хусейна Киврикоглу, признание Вашингтоном факта геноцида армян "не принесет ничего плохого Турции", но "плохо скажется" как на Америке, так и на Армении.
Между тем американская сторона, сохраняя полное хладнокровие, абсолютно не намерена пересматривать свои подходы. Напротив, Вашингтон убежден, что лишь объективное изучение общих страниц истории поможет взаимному пониманию и согласию турок и армян. В этой связи посол США в Ереване Майкл Леммон призвал к диалогу "академических кругов, государственных организаций, частных лиц Армении и Турции для обсуждения наиболее острых вопросов, существующих между двумя странами". Симптоматичными представляются слова американского дипломата о том, что "ни Армения, ни Турция не могут решить свои проблемы и действовать в Евроатлантическом содружестве, пока не достигнут взаимного согласия", в связи с чем "правительство США поможет найти взаимоприемлемое решение".
Напомним, резолюции, в которых содержатся признание факта геноцида армян 1915 г. и его осуждение, ранее были приняты парламентами целого ряда государств, в том числе и Госдумой России. Однако никогда еще реакция Анкары не была столь панической и жесткой - ни в отношении стран, где эти документы принимались, ни в отношении Армении. Можно предположить, что в Турции опасаются "эффекта домино", понимая, что примеру США скорее всего последуют все западноевропейские партнеры Вашингтона. И если турецкая сторона и после этого будет игнорировать существо проблемы, ни о каком вступлении Турции в Евросоюз и речи быть не может. Между тем именно присоединение к семье европейских народов является основным внешнеполитическим приоритетом Анкары. Надо признать, что подобные опасения имеют под собой все основания: аналогичные документы в той или иной форме поставлены в повестку дня в парламентах Франции, Италии и Швейцарии. Кроме того, в Турции распространено мнение, что международное признание факта геноцида армян способно привести к актуализации территориальных и материальных претензий со стороны Армении, и, таким образом, вопрос выйдет далеко за рамки чисто гуманитарной, морально-этической проблематики. Бесспорно, в Армении имеются настроения подобного рода, однако было бы преувеличением утверждать, что они являются доминирующими. Кроме того, восстановив историческую справедливость, международное сообщество, конечно же, не станет поддерживать тенденции, способные так или иначе обострить ситуацию в регионе и еще более углубить традиционные турецко-армянские противоречия. Напротив, принимая свое решение, американские парламентарии сделали это с убеждением, что оно в перспективе поможет обоим народам открыть новую страницу в истории их очень непростых, отягощенных грузом негативной памяти взаимоотношений. И, разумеется, нет сомнений в том, что прагматическая составляющая сыграла очень большую роль в формировании позиции вашингтонских законодателей. Без полной нормализации армяно-турецких отношений реализовать какие-либо серьезные транснациональные экономические, транспортно-энергетические проекты в регионе Южного Кавказа скорее всего невозможно. Понимание этого обстоятельства, несомненно, и стало основным фактором в процессе принятия многозначительной резолюции.