Главный железнодорожник Украины Георгий Кирпа готов сотрудничать с российскими коллегами.
- ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ, у вас сегодня начинается первый рабочий визит в Москву. Какие проблемы вы намерены обсудить со своими российскими коллегами?
- С учетом того что товарооборот между нашими странами достаточно велик и объемы пассажирских перевозок значительны, самым дешевым и надежным транспортом остается, как и прежде, железнодорожный. Главная цель моих переговоров с российским министром Николаем Аксененко - взаимовыгодное решение проблем экономического сотрудничества между железнодорожниками Украины и России. В советские времена, как известно, была единая система железных дорог, а сегодня необходимо согласовывать и координировать нашу совместную деятельность, унифицировать законодательство, договариваться о взаимопомощи в подготовке специалистов нашей отрасли.
Мы намерены обсудить в Москве также проблемы материально-технического сотрудничества, строительства, поставки запасных частей и ремонта товарных и пассажирских вагонов. Украинские и российские железнодорожники заинтересованы в налаживании прямого сотрудничества, мы хотели бы избавиться от массы посредников, которые в последние годы мешают нашей работе, исключить бартерные схемы оплаты услуг железных дорог. Украине сегодня необходимо 10 тысяч вагонов, и мы надеемся на сотрудничество с Россией в создании своего нового вагонного парка. В то же время Луганский локомотивостроительный завод выпускал до 90 % тепловозов бывшего Союза, мы можем продавать России железобетонные шпалы, рельсы, колеса для вагонов. Мы хотим напрямую сотрудничать с российскими железнодорожниками.
- С какими проблемами вам приходится сталкиваться при организации работы железнодорожной отрасли Украины?
- В апреле этого года проблемы железнодорожного транспорта были рассмотрены на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины. Нас критиковали довольно жестко, но в то же время мы получили огромную поддержку со стороны президента Украины Леонида Кучмы. Мы кардинально изменили схему управления железными дорогами, подчинили ее работу единому центру, подготовили ряд законопроектов и направили их в Верховную Раду, пытаемся реструктуризировать украинский железнодорожный транспорт. Раньше главная проблема была в том, что все услуги железнодорожников оплачивались только по бартеру, причем по очень низким ценам. Сложившаяся система оплаты нашей работы поставила всю отрасль на грань выживания. Те деньги, которые зарабатывала железная дорога, уходили в карманы посредников. Только в прошлом году мы потеряли 400 миллионов долларов. Железнодорожники месяцами не получали заработной платы, у нас были долги перед бюджетом.
С мая нынешнего года мы полностью исключили бартер в расчетах за железнодорожные перевозки. Если за восемь месяцев прошлого года мы заработали 1,8 миллиарда, то в этом году - 4,5 миллиарда гривен. Мы заработали полмиллиарда долларов реальных, "живых" денег, рассчитались с долгами, с бюджетом, подняли в два раза и выплатили заработную плату, организовали ремонт подвижного состава. Как только украинские железные дороги начали работать на государство, мы сразу же подверглись давлению и пропагандистской атаке со стороны тех лжепредпринимателей, кто был заинтересован в сохранении бартерных схем взаиморасчетов с нами. Однако возврата к старому не будет. В прошлом году было 500 посреднических предприятий, так называемых помощников железной дороги, а сегодня осталось 12. Хочу особо подчеркнуть, что реформирование управления железной дорогой поддерживает и президент, и премьер-министр Украины.
- Как вы относитесь к приватизации железнодорожной отрасли Украины?
- Из 400 предприятий железнодорожного транспорта, которые сегодня находятся в подчинении нашего ведомства - "Укрзалiзниця", мы оставляем себе всего 19. Оставляем только те подразделения, которые занимаются перевозками. Реформы в отрасли - реальность, мы выступаем за рыночные отношения и капитализацию железнодорожного транспорта Украины. Старыми методами управлять железной дорогой невыгодно, за более чем 150 лет железнодорожный транспорт доказал свою эффективность. Я надеюсь, что в Москве мы сумеем договориться о сотрудничестве, так как это в интересах и Украины, и России.
Киев