- ГЕНЕРАЛЬНЫЙ секретарь НАТО Джордж Робертсон перенес свой визит в Ереван и Баку, но в Тбилиси все же побывал. Верно ли, что Грузию с НАТО связывают некие "особые отношения"?
- Я семь лет проработал руководителем миссии при НАТО и не могу понять, почему говорят о каких-то особых отношениях. Грузия, как и все бывшие советские республики, участвует в программе "Партнерство ради мира". Наше сотрудничество - абсолютно транспарентный, прозрачный процесс. Конечно, у нас есть свои приоритеты при составлении рабочих программ партнерства. Это в первую очередь изучение опыта стран - членов НАТО в осуществлении демократического контроля над вооруженными силами, современный опыт в их создании, подготовка специалистов в западных учебных заведениях, научные программы. Мы берем все позитивное, что нужно нашей стране и нашим вооруженным силам. Я бы сказал, что особые отношения складываются у НАТО и России, которые в 1997 году подписали двустороннее соглашение о сотрудничестве в области безопасности. Это обширный документ, в рамках которого проходят двусторонние встречи министров, послов, обсуждаются миротворческие миссии в Косово, Боснии. НАТО - альянс передовых стран мира. То, что некоторые в России НАТО воспринимают в негативном контексте, это, на мой взгляд, рудимент советского периода. В Грузии же думают: не НАТО представляет реальную опасность для Южного Кавказа, у нас много других реальных угроз, от которых страдает и Россия, - терроризм, экстремизм, агрессивный сепаратизм, контрабанда оружия, наркотиков. Все это расшатывает государственность Грузии, других государств региона.
- Почему в таком случае Грузия не присоединяется к таким документам в рамках СНГ, как договор о коллективной безопасности?
- Мы были в нем несколько лет, но желаемых результатов не добились.
- А каких результатов вы ждали от такого сотрудничества?
- Мы должны были получить какую-то помощь от этого механизма. Нам выбирать не приходится. Принимаем помощь от тех стран, которые ее предоставляют. Конечно, нам было бы проще договариваться с Россией, чем с Западом, - на одном языке говорим, одинаково мыслим.
- Некоторые в Москве опасаются, что в Грузии могут быть размещены базы НАТО...
- Как это может произойти в стране, которая не является членом НАТО? На мой взгляд, многие СМИ вырвали из контекста фразу Шеварднадзе о том, что к 2005 году, "Грузия постучится в двери НАТО". Он говорил это в том контексте, что к этому времени должен завершиться процесс создания "европейской архитектуры безопасности". В создании этой структуры принимают участие не только партнеры НАТО из бывшего СССР, но и другие региональные международные организации - ОБСЕ, Евросоюз, а также отдельные страны. Накануне визита Робертсона Шеварднадзе заявил, что Грузия по-прежнему заинтересована в военно-техническом сотрудничестве с Россией. Вместе с тем, чтобы вступить в НАТО, надо предпринять конкретные шаги. Есть такой документ - "Membership Action Plan", и государства, намеревающиеся присоединиться в альянсу, уже подписали этот документ, предусматривающий конкретные поэтапные шаги. Грузия этого не сделала. "Membership Action Plan" содержит довольно жесткие условия: стабилизацию экономической ситуации, решение конфликтных вопросов на своей территории, приближение к стандартам НАТО, урегулирование отношений с соседями. А для нас это не в последнюю очередь Россия. Кроме того, есть положение, что присоединение к альянсу должно соответствовать стратегическим интересам НАТО, оно подразумевает, что по конфликтному пути НАТО идти не собирается.
- Но НАТО объявила Закавказье зоной своих стратегических интересов...
- На сегодняшний день это реальность. Они вложили много денег в этот регион, и стратегические интересы появились. Мы же кровно заинтересованы, чтобы эти стратегические интересы гармонировали с интересами России, чтобы они были не взаимоисключающими, а взаимодополняющими. В противном случае больше всех пострадает Грузия. Когда начались чеченские события, мы обратились ко всем странам для получения экстренной помощи. Страны Евросоюза, США выделили нам около 20 млн. долл., которые пошли на укрепление чеченского участка российско-грузинской границы. Это для нас большие деньги, даже больше, чем предусмотрено грузинским бюджетом на нужды пограничников.
- А ФПС не оказывала такого рода помощь? Речь о ней шла в контексте координации действий российских и грузинских пограничников.
- Пока мы ее не получали. Ждем, наверное, получим. Но должен сказать, что у грузинских и российских пограничников и их руководителей налажено хорошее взаимопонимание.
- А как же тогда заявления о проникновении на территорию Грузии боевиков?
- Поскольку эти заявления быстро забываются и потом никто ничего не обнаруживает, создается впечатление, что кто-то хочет ответственность переложить на соседей. У моего тбилисского соседа, который живет этажом выше, лопнула водопроводная труба. Нашу квартиру залило, а он спустился и обругал нас: "Что вы тут внизу такое делаете, что у меня трубу прорвало?!" По-моему, то же самое происходит и вокруг Чечни - там идут боевые действия, а ругают Грузию. На самом деле вначале граница действительно была не прикрыта, но сейчас пограничники стоят и с российской, и с грузинской стороны, а между ними - минные поля. Кроме того, осуществляется мониторинг наблюдателями ОБСЕ, среди них есть и россияне. Перед тем как приехать в Москву, я побывал там в июле и убедился, что переправить оружие или существенные силы боевиков через границу невозможно.
- Возможно ли, на ваш взгляд, сохранение российских военных баз в Батуми и Ахалкалаки?
- На наш взгляд, в целом российские базы в сегодняшнем виде исчерпали себя. Они создавались в совершенно других исторических условиях, в другой военно-политической среде, во время холодной войны. В сегодняшних условиях базы не соответствуют потребностям дня. Мы предлагаем российской стороне перейти к новым формам военно-технического сотрудничества. Базы в Гудауте и Вазиани ассоциируются с очень неприятными для грузин воспоминаниями. Гудаутская - с войной в Абхазии, в которой эта база сыграла определенную роль. Сейчас судьбу баз в Ахалкалаки и Батуми мы рассматриваем на переговорах. После выполнения условий Стамбульского соглашения грузинская сторона могла бы быть готова для обсуждения вопросов об использовании Россией части инфраструктуры базы в Вазиани и Гудауте на других юридических и финансовых условиях. Если территория одной страны используется другим государством, кто-то кому-то должен платить. Мы же ни одного рубля с этих баз не получаем. Вместе с тем процесс их вывода воспринимается некоторыми политиками как вытеснение России из Грузии, но на эти вещи нужно посмотреть и нашими глазами. Кстати, в большинстве стран СНГ у России нет своих военных баз. Вспомните, когда мы приступили к самостоятельной охране внешних рубежей, в Москве говорили, что Грузия вытесняет российских пограничников. Но что это за страна, границы которой охраняет другое государство!
- Кстати, как обстоят дела с охраной границы?
- Надо, чтобы нам помогали все, кто заинтересован в том, чтобы они лучше охранялись.
- Из ваших слов получается, что военно-техническое сотрудничество должно сводиться исключительно к оказанию Грузии какой-либо помощи.
- Мы тоже готовы помочь в силу наших возможностей. Что вам нужно? Россия не в меньшей степени должна быть заинтересована в сильной, стабильной Грузии, нежели сама Грузия. Мы исторически являемся партнерами, и сейчас наши стратегические интересы совпадают. Грузия - страна с теми же традициями, укладом жизни. Если где-то мы не находим общего языка, в этом не может быть виновата только одна сторона. Но Грузии действительно нужна помощь, хотя бы для решения проблемы Абхазии.
- Велик ли соблазн урегулировать абхазский конфликт руками НАТО?
- Руками НАТО этот вопрос сложно будет урегулировать. Чтобы ввести миротворческие войска стран НАТО на нашу территорию, пришлось бы задействовать очень много международных механизмов, и вряд ли Россия на это пойдет. Сейчас и в Боснии, и в Косово у России накопился опыт миротворческих операций, которого не было еще 6-8 лет назад. Элементы этого опыта можно было бы использовать при проведении миротворческой миссии в Абхазии. Хотя если Россия и НАТО договорятся, такую акцию можно было бы проводить совместно.
- Рассматривается ли сейчас в Тбилиси вариант проведения операции по принуждению к миру?
- Пока об этом речи не идет, мы пытаемся задействовать все резервы по мирному урегулированию. Сейчас спецпредставитель ООН готовит документ по разграничению полномочий центральной власти и власти в Сухуми. Этот документ должен раскрыть новые возможности, хотя некоторые моменты у нас вызывают вопросы, для нас не все приемлемо. В ООН рассмотрение документа идет не теми темпами, как бы нам хотелось, и мы ожидаем поддержки наших российских коллег-дипломатов. В ходе переговоров на двусторонней основе пока также прорыва не наблюдается. Лишь небольшая часть беженцев вернулась в Гальский район, но никаких гарантий безопасности у них нет. Если возвращение беженцев наберет реальную силу, мы готовы будем разговаривать с властями Сухуми насчет облегчения экономического режима. Думаю, что здесь в любом случае Россия должна сказать свое веское слово.
- После выхода России из Бишкекского соглашения Москва предложила всем государствам СНГ заключить двусторонние договоры о безвизовом режиме. Ведут ли Москва и Тбилиси переговоры по этой проблеме?
- Развал Советского Союза, который был неизбежен, нанес сильный удар отношениям между русским и грузинским народами. Введение же визового режима между двумя станами может нанести еще больший удар. Нам бы этого очень не хотелось. Российские коллеги уже представили нам проект соглашения, к которому прилагается протокол. Однако должен сказать, что для нас абсолютно неприемлем вариант облегченного визового режима, который предлагается в отношении сопредельных России Цхинвальского региона и Абхазии.
- Какими вам видятся перспективы таких объединений, как СНГ, ГУУАМ?
- СНГ имеет перспективу в плане реализации экономических возможностей, создания свободной экономической зоны, много другого. Но если Россия введет визовый режим, что же останется от СНГ? Что же касается ГУУАМ, то эта организация не создавалась, чтобы дружить против кого-то. Она возникла в ходе консультаций в рамках ОБСЕ. Туда вошли те страны, которые имеют схожие интересы и проблемы. Тогда мы пытались разработать какое-то общее видение происходящего, реализовать транспортные и энергетические проекты. Некоторые проекты уже осуществлены - построены дополнительные коммуникации, Потийский порт связан с Одессой, Новороссийском, начали ходить паромы. Заработали энергетические проекты. Нефтепровод Баку-Супса уже действует. На днях подписано важное соглашение по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Кстати, если визовый режим в СНГ будет введен, есть договоренность о сохранении безвизового режима в рамках ГУУАМ.