ТУРКМЕНИСТАН принял принципиальное решение не заключать долгосрочных соглашений о продаже своего природного газа. Заявление об этом сделал в конце минувшей недели президент страны Сапармурат Ниязов, проясняя в разговоре с зарубежными корреспондентами суть нынешней политики возглавляемого им правительства в вопросах реализации туркменских энергоресурсов. Туркменбаши считает, что подобный подход вполне логичен, ибо во всем мире цены на нефть и газ подвержены серьезным колебаниям. В этой ситуации, на взгляд туркменского лидера, целесообразнее "рассматривать предложения потенциальных покупателей лишь на сроки поставок в 2-3 года".
Многие наблюдатели усмотрели в этом ходе Туркменбаши его нежелание следовать ранее достигнутым устным договоренностям с российским президентом Владимиром Путиным относительно заключения соглашения о поставках туркменского газа на 30-летний срок. Выяснилось, однако, что Ниязов не отказывается от принципиальных обязательств строить с Россией долгосрочное партнерство в нефтегазовом комплексе, его оговорка касается лишь варьирования ценового вопроса в зависимости от конъюнктуры мирового рынка. "Мы не намерены торговать газом себе в убыток", - подчеркнул лидер Туркмении.
В частности, на будущий год, по мнению Сапармурата Ниязова, "красная цена" туркменскому газу не должна быть ниже чем 42 долл. за каждую тысячу куб. м. Причем Ашхабад не намерен делать скидок ни одному из потенциальных потребителей, список которых, судя по всему, пока остается открытым. Кроме Ирана, планирующего получить около 8 млрд. куб. м топлива по трубопроводу Корпедже - Курт-Куи, и России, намеревающейся подписать контракт на поставку 30 млрд. куб. м газа, в списке возможных клиентов Туркмении сегодня также Украина, чей президент Леонид Кучма обсудит детали поставок во время визита в Ашхабад, намеченного на 11 октября, и, вероятно, Молдавия, заявившая о желании получать туркменский газ. А если учесть то обстоятельство, что оператором в продаже туркменского газа в Россию и дальше выступает компания "ИТЕРА", работающая на всем пространстве бывшего Союза, можно предположить наличие в списке реальных и будущих потребителей топлива из Каракумов не только перечисленных выше государств.
Устойчивый спрос на туркменский газ, несомненно, будет расти и дальше. Чему, безусловно, будут способствовать и изменения в политике мирового сообщества по отношению к движению "Талибан" в Афганистане, через который Туркменистан намерен проложить трубопровод для поставок своего газа в Пакистан и Индию. В ходе недавнего визита в Ашхабад узбекского президента Ислама Каримова была четко обозначена новая линия взаимодействия двух центральноазиатских стран на вовлечение Афганистана в региональные экономические проекты, что будет способствовать переводу измотанного войной государства на мирные рельсы. Еще вчера не желавший даже слышать разговоров о сотрудничестве с талибами, узбекский лидер фактически признал правильной политику Ашхабада по поддержанию равноправного диалога со всеми сторонами внутриафганского конфликта. Теперь проект прокладки газовой трубы по земле Афганистана как никогда реален, и к его осуществлению может подключиться не только Узбекистан как экспортер своего газа, но и Россия в лице "Газпрома", который, кстати, ранее неоднократно приглашал в консорциум президент Ниязов.
Возможно, такое предложение Туркменбаши повторит в ближайшее время Рему Вяхиреву, чей приезд в Ашхабад здесь обуславливают "его согласием покупать газ в следующем году по обозначенной цене", то есть по 42 долл. за тысячу куб. м. Пока глава российского концерна никак не прокомментировал заявление Ниязова, однако ни для кого не секрет, что Вяхирев знал о грядущем повышении цены продавцом, а потому давно готов к "ценовой дискуссии". Следует напомнить, что в прошлом году Ниязов начинал "торг" как раз с 42 долл., и лишь вмешательство Владимира Путина позволило добиться приемлемых для "Газпрома" 36 долл. за каждую тысячу куб. м. Пожелает ли и на этот раз российский президент влиять на торг, покажет ближайшее будущее.
В свое время, когда "газовые" отношения Туркмении с российским монополистом почти на два с половиной года оказались "замороженными" и Ниязов отказывался продавать газ по предложенной россиянами цене, глава "Газпрома" Рем Вяхирев в одном из телеинтервью позволил себе бросить в адрес партнера достаточно пренебрежительную фразу, заметив, что, вероятно, "клиент не дозрел". Нынешняя ситуация практически зеркально противоположна, и, похоже, теперь уже Туркменбаши ждет, когда "дозреет" Рем Иванович, которому без туркменского газа никак не выполнить свои обязательства перед потребителями.