Нелегко руководить независимым государством...
ОСТАЛОСЬ совсем немного времени до 3000-летнего юбилея Оша - одного из древнейших евразийских городов, юбилея, празднование которого, несомненно, явится знаменательным событием не только для Кыргызстана, но и для всего тюркского мира.
С самых первых дней обретения независимости мы заняты реставрацией национальной Памяти, ибо, как говорили древние: "Человек, не знающий своей истории, не имеет будущего". Сегодняшние новые жизненные реалии и мировоззрение имеют самую тесную связь с прошлым.
Сегодня обращенность к своим корням характерна не только для нашей республики, но и для всех государств, вставших на путь свободного развития. Замечательными свидетельствами этому являются празднования 1000-летия эпоса "Манас" в Кыргызстане, 1300-летия Китаби деде Горгуда в Азербайджане, 1100-летия государства Саманидов, 660-летия Амира Тимура, 1500-летия города Туркестан и многие другие.
История тюркских народов дает законное право на гордость, на достоинство, на осуществление естественного стремления - восстановить правду о себе. В этой правде заключен огромный импульс к сближению и взаимодействию государств и народов. И я уверен, что празднование юбилея древнего Оша будет мощным консолидирующим фактором.
Ош являлся одним из ключевых пунктов на Великом шелковом пути, поэтому он находился в эпицентре многих исторических событий. Отсюда и цель юбилея - духовно-историческое возрождение второй столицы Кыргызстана как средоточия подлинно гуманистического мировоззрения, носителя духа и культуры Великого шелкового пути, где народы жили в мире и где произошел синтез цивилизаций.
Не будет преувеличением сказать, что для любого кыргызстанца благословенный Ош является святым и потому дорогим для сердца местом. История этого города - это судьба и история народа Кыргызстана. Древний город дорог нам еще и потому, что он является хранилищем исторической памяти целых народов, поэтому восстановить его былую славу и красоту - священный долг современных кыргызов.
Об основании города Ош есть немало легенд. Первая приписывает основание города Соломону Премудрому, именем которого названа гора, расположенная прямо в центре города. Она известна как "Тахт-и-Сулайман", что означает "Соломонов трон". Вторая утверждает, что город создан самим праотцом человечества Адамом. Эти и другие легенды, как правило, связаны с именами святых людей, и не случайно сам город считался святым.
Удивительна и духовно-религиозная история Оша. С древнейших времен он считался местом мирного сосуществования различных верований, и сегодня в городе можно встретить последователей многих религий и верований. Он стал синонимом этнографической мозаики, толерантности, синтеза культуры и цивилизации.
Поэт и завоеватель Бабур с восхищением и особой теплотой писал о древнем Оше: "В Ферганской долине нет города, равного Ошу по приятности и чистоте воздуха". В Х веке арабские путешественники и географы в своих записях характеризовали город как цветущее и приятное место у подножия горы.
Древний город и священная Сулайман-гора во все времена привлекали внимание путешественников (одним из них был легендарный итальянец Марко Поло), историков, географов, археологов, востоковедов. В ХI-ХIII веках Ош был в эпицентре государства Саманидов и Караханидов. Со второй половины XVIII века он становится цитаделью исламской религии, а величественная Сулайман-гора - местом паломничества, "второй Меккой" на евразийском континенте.
Кстати говоря, на Сулайман-горе находятся уникальные пещеры, в которых 500 тысяч лет назад жили первобытные люди и от которых в память потомкам осталось более 100 наскальных рисунков, дающих богатую информацию по истории и религиозным верованиям древнейших жителей Ошского оазиса и всей Ферганской долины. Сулайман-гора когда-то служила и зороастрийским святилищем, а с распространением ислама освящена именем пророка Сулаймана.
На месте уникальных пещер на Сулайман-горе ежедневно открыт для посетителей историко-краеведческий музей. На самой вершине горы отреставрирован "домик Бабура", который действительно был построен великим поклонником Оша, основателем династии Великих Моголов Захреддином Бабуром. И сегодня десятки верующих и просто туристов поднимаются на вершину Сулайман-горы, откуда город Ош виден как на ладони.
Ошский оазис привлек внимание и русских ученых. Профессор А.Н. Бернштам и академик В.М. Массон раскрыли много тайн этого благодатного края. Археологическую экспедицию по раскопкам многие годы возглавлял замечательный санкт-петербургский ученый Юрий Александрович Заднепровский, который на основе новых археологических данных пришел к выводу, что сакская культура - это древние и глубинные истоки местных тюркоязычных народов включая кыргызов.
Словом, Ошское поселение испокон веков было крупным центром образования, науки и культурных связей.
Тяга к духовности - исконно кыргызская черта. Об этом качестве нашего народа не раз писал известный русский ученый Василий Васильевич Радлов. Многие ошские просветители были известны далеко за пределами своего края, читали лекции в лучших медресе Багдада и Бухары.
Следуя многовековой традиции, Ош и сейчас является мощным интеллектуальным центром южного Кыргызстана, в вузах которого сегодня обучаются не только наши студенты, но и граждане других государств.
Жизнь полна противоречий. В начале 90-х годов отдельные провокаторы пытались превратить святой Ош в полигон национальных раздоров и ненависти. Но осуществить свой недобрый умысел им не удалось. Мы тогда сумели погасить огонь раздора и быстро восстановили дух толерантности Оша, где самые непримиримые силы приходили к миру и согласию, а темные замыслы злых людей получили достойный отпор.
Народ Кыргызстана и сейчас верен традициям древнего Оша, люди осуждают недавнее вторжение бандитов в Баткен, в братский Узбекистан, с оружием в руках защищают наши земли. Так было испокон веков. Братские народы нашего региона вместе защищали свою свободу, и так будет всегда. Особо хочу отметить, что наши отважные воины проявили настоящее мужество, отвагу и стойкость, уничтожив несколько банд международных террористов.
Тысячу лет тому назад, между IX и XI веками, мы пережили "золотой век" своей культуры. Это стало возможным благодаря длительным и интенсивным торгово-экономическим, культурно-гуманитарным, а также политико- дипломатическим связям на Великом шелковом пути.
В разные этапы нашей истории менялись содержание и значение, направления и масштабы культурных контактов, однако решающим фактором духовного сотворчества оставался Великий шелковый путь. Он в течение столь длительного времени оставался прочным каналом культур, религий, цивилизаций. Он сблизил Восток с Западом, Север с Югом.
Идеи и труды величайших философов, лингвистов послужили интенсивному взаимному обогащению культур, активному обмену знаниями, духовными и философскими концепциями и воззрениями. Шедевры средневековой поэзии "Кутадгу билик" Юсуфа Баласагунского и "Диван лугат ат-Тюрк" Махмуда Кашгари живы и сейчас.
На пороге третьего тысячелетия идея возрождения Великого шелкового пути находит огромную поддержку и горячий отклик всего международного сообщества. Это и понятно, ибо это возрождение углубит процесс глобализации, интенсифицирует разработку и внедрение новейших технологий, систем коммуникаций и компьютерных сетей, ускорит невиданный по своим масштабам поток информации и капиталов, позволит поднять на более высокий уровень процесс интеграции на региональном и субрегиональном уровнях.
Сегодня уже стало очевидным высокое предназначение Пути. Если в прошлом он служил связующим торгово-культурным мостом, то теперь, в условиях глобализации, в нем соединились воедино космическое и планетарное. И не случайно поэтому в новых исторических условиях идеи гуманизма, толерантности, возрождения духовности превалируют в умах и сердцах народов, населяющих регион Пути, - это идеи, имеющие общечеловеческую значимость и масштаб.
Кыргызстан, находясь в самом сердце Центральной Азии, на стыке нескольких цивилизаций, восприняв культуру и мировоззрение многих народов, имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы стать мостом дружбы и сотрудничества между всеми странами, которые входят в регион Великого шелкового пути. В противовес "столкновениям цивилизаций" доктрина Великого шелкового пути в XXI веке может стать локомотивом мира в процессе возрождения и развития многоуровневого диалога между различными культурами и цивилизациями, странами и народами.
В будущем Кыргызстан и весь Центрально-Азиатский регион могли бы играть роль геоэкономического посредника между Западом и Востоком. Именно в этом контексте мы подходим к реализации проекта "ТРАСЕКА", предусматривающего создание транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия, являющегося основной составной частью Великого шелкового пути.
Кыргызстан стремится активно участвовать в формировании международных трансконтинентальных автомобильных и железнодорожных магистралей, которые станут неотъемлемой частью возрождающегося Пути. Нами начата активная работа по наиболее важному и стратегическому проекту восстановления автодороги Бишкек-Ош, которая является одной из главных магистралей нашей республики. Дорога связывает почти все области страны, и ее восстановление станет началом процесса развития сети международных дорог, которые будут способствовать успешной интеграции Кыргызстана в мировую экономику. Продолжение ее в южном направлении - Ош-Сары-Таш- Иркештам до границы с Китаем даст возможность выхода через Китай к морским портам Пакистана.
В этом же ряду находится и решение задачи развития сети воздушной коммуникации, которая должна обеспечить надежное авиасообщение между регионами республики, странами ближнего и дальнего зарубежья (Китай, Пакистан, Иран, Европа и др.). Если нам удастся решить этот очень важный вопрос, то наш аэропорт "Манас" превратится в крупный авиатранспортный узел, связывающий Восток и Запад.
Несомненно, важным событием по укреплению безопасности в регионе Великого шелкового пути стал саммит глав государств "Шанхайской пятерки", принимающий регулярный характер. Для Кыргызстана непреходящее значение имеет окончание переговорного марафона по пограничной проблеме, закончившегося делимитацией границы с КНР. По этому примеру идет и решение аналогичного вопроса с другими сопредельными государствами.
На пороге нового века кыргызский народ готов достойно отпраздновать юбилей древнего Оша, к которому приковано самое пристальное внимание мирового сообщества. Празднование 3000-летия Оша включено в Календарь знаменательных и памятных дат мира, и огромную помощь в подготовке к этому празднику нам оказывает ЮНЕСКО.
На одном из ближайших форумов ООН или ЮНЕСКО наша республика предполагает поднять вопрос о возможности рассмотрения и проработки совместными усилиями наших государств идеи проведения в начале нового тысячелетия под эгидой ЮНЕСКО Международного года культуры тюркоязычных государств. Такое событие привлекло бы внимание мирового сообщества к культурным и историческим ценностям тюркской цивилизации и органически вписалось бы в объявление Организацией Объединенных Наций первого десятилетия XXI века Всемирной декадой культуры мира.
Ошский оазис благословенен еще и тем, что именно здесь родились такие великие личности, как Курманджан датка - первая среди мусульманских женщин всенародно избранная царица. Ее прозорливый ум, неоспоримый авторитет среди народа был по достоинству оценен в свое время, и ей был присвоен высший военный титул - датка, что было в то время равносильно чину генерал-лейтенанта царской армии.
Известный финский маршал Карл Густав Эмиль Маннергейм, путешествуя по Кыргызстану, встречался с кыргызской царицей, и в своих дневниковых записях он с восхищением отзывался о дипломатичности этой женщины, был очарован ее необыкновенной мудростью. Именно она как дальновидный дипломат проводила исторические переговоры в Оше с русским генералом Скобелевым и тем самым спасла свой народ от неминуемого уничтожения. Это знаменательное событие явилось убедительным поводом для провозглашения города Ош столицей согласия и мира.
Вступая в новый век и новую эпоху, народ Кыргызстана уверен в своих силах и возможностях. Богатая история дает новые импульсы к духовному возрождению.
Священная Ошская земля для кыргызстанцев то же, что Палестина для миллионов иудеев, мусульман и христиан. А священная гора Сулайман-Too сравнивается со священной горой Сион в Палестине. И сейчас, встряхнув сединой, по-прежнему юный и прекрасный Ош готовится вступить в XXI век, отметив на границе столетий свой трехтысячный день рождения.