Президент Абхазии Владислав Ардзинба по-прежнему является одним из влиятельнейших политиков Закавказья.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
- ВЛАДИСЛАВ ГРИГОРЬЕВИЧ, охарактеризуйте, пожалуйста, состояние переговорного процесса по урегулированию ситуации. Как решается проблема возвращения беженцев в республику?
- В настоящее время основным направлением переговорного процесса между Грузией и Абхазией является формирование механизмов, призванных обеспечить стабильность в зонах безопасности и ограничения вооружений. В этом смысле нам удалось достигнуть определенных результатов. Так, в этом году сторонами были подписаны протоколы о создании совместной группы по исследованию фактов терроризма и других политически мотивированных противоправных действий, о привлечении к уголовной ответственности лиц, призывающих к силовому разрешению конфликта. Была также согласована предельная численность вооруженных формирований сторон, находящихся в зонах безопасности по обеим сторонам реки Ингур. Все эти мероприятия должны осуществляться при участии и под контролем миротворческих сил и военных наблюдателей ООН.
Вместе с тем, на наш взгляд, сделать невозможным начало новой войны может только подписание соглашения о мире, включающего в себя эффективные международные гарантии невозобновления боевых действий. К сожалению, сторонам пока не удалось согласовать текст данного документа, несмотря на то что работа над ним продолжается уже более двух лет.
В пакете с этим соглашением готовится и проект протокола о возвращении беженцев в Гальский район. Правда с того момента, как мы начали работу над этим проектом, ситуация значительно изменилась. После того как мы убедились в том, что для грузинской стороны возвращение беженцев является политическим вопросом, с помощью которого она пытается распространить свою юрисдикцию на Гальский район, я выступил с инициативой о возвращении беженцев в одностороннем порядке, без подписания соответствующего документа. Несмотря на то что грузинская сторона пыталась сорвать процесс возвращения, эта инициатива была реализована, и в Гальский район вернулась большая часть беженцев, покинувших его во время майских событий 1998 года. В настоящее время в Гальском районе проживают более 60 тысяч грузин. На наш взгляд, эти изменившиеся обстоятельства должны учитываться при подготовке протокола о возвращении беженцев. В то же время грузинская сторона должна перестать использовать этих людей в качестве разменной монеты в политической игре.
- Каким видится вам статус Абхазии?
- Народ Абхазии избрал путь построения независимого, демократического, правового государства, и эта воля была еще раз подтверждена на референдуме 3 октября 1999 года. 4 апреля 1994 года сторонами в конфликте, а также представителями ООН, ОБСЕ и России было подписано заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта, которое зафиксировало отсутствие государственно-правовых отношений между Абхазией и Грузией. Поэтому переговоры по полномасштабному урегулированию конфликта должны проводиться только с учетом этих позиций. Попытки навязать нам модели, предполагающие включение Абхазии в состав Грузии, являются грубым нарушением заявления от 4 апреля 1994 года и могут только завести в тупик процесс урегулирования.
- Насколько помогают урегулировать ситуацию в республике коллективные силы по поддержанию мира? Ваша оценка и видение использования КСПМ в республике.
- Операция по поддержанию мира, осуществляемая под эгидой СНГ вооруженными силами России, в настоящее время является одной из важнейших гарантий стабильности в регионе. На наш взгляд, миротворцы в основном справляются с возложенными на них задачами. Ярким подтверждением этому является тот факт, что на протяжении 7 лет не ведутся широкомасштабные боевые действия. Следует вспомнить, что в мае 1998 года именно благодаря активным действиям миротворческих сил, не допустивших ввода в зону конфликта тяжелой техники сторон, удалось локализовать боевые действия, спровоцированные грузинскими террористическими формированиями в Гальском районе.
На наш взгляд, миротворческая операция должна продолжаться в соответствии с соглашением от 14 мая 1994 года и на основании мандата КСПМ, согласованного обеими сторонами.
К сожалению, Грузия в одностороннем порядке постоянно предпринимает попытки придать миротворцам полицейские функции, что является нарушением указанного соглашения, согласно которому изменения в мандат КСПМ могут вноситься только с согласия обеих сторон. Несмотря на это, на протяжении нескольких лет на каждом саммите СНГ, который два раза в год продлевает мандат КСПМ, по настоянию Грузии принимаются решения, в которых содержатся рекомендации об изменении мандата миротворцев. Все это создает вокруг миротворческих сил нездоровую атмосферу и мешает осуществлению возложенных на них функций. На наш взгляд, главы стран СНГ должны принять решение о продлении согласованного сторонами мандата КСПМ до полного урегулирования конфликта. Такое решение, несомненно, способно положить конец политическим спекуляциям вокруг миротворческих сил.
Серьезные препятствия в осуществлении операции по поддержанию мира были созданы соглашением о выводе военной базы из Гудауты, подписанным Россией и Грузией в ходе Стамбульского саммита ОБСЕ. В настоящее время все снабжение миротворческих сил осуществляется через эту базу. Таким образом, решение о ее выводе, на наш взгляд, серьезно подрывает возможности миротворцев и является первым шагом на пути их вывода. Мы считаем, что вопросы о нахождении российской военной базы в Гудауте и ее статусе должны решаться с участием Абхазии.
- Разделяете ли вы идею, предложенную президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе, о том, что ситуацию в Абхазии целесообразнее урегулировать с помощью войск НАТО или действующих под их флагом многонациональных миротворческих сил по типу тех, что действуют сейчас в Косово?
- Реальной альтернативы российским миротворческим силам в настоящее время нет. Кроме того, никакие иные силы не могут быть введены в зону конфликта без согласия абхазской стороны. Что же касается косовского варианта, то, как известно, он не принес мира на Балканы и не способствовал стабилизации обстановки. В то же время принуждение к миру может осуществляться там, где идут боевые действия, в зоне же грузино-абхазского конфликта сохраняется мир, в чем, как я уже говорил, большая заслуга российских миротворческих сил.
- Насколько эффективна помощь ООН и ОБСЕ в урегулировании ситуации в Абхазии?
- ОБСЕ не является непосредственным участником процесса урегулирования и присутствует в качестве наблюдателя на переговорах. Вместе с тем ОБСЕ занимает крайне одностороннюю позицию. Это проявилось в решениях Лиссабонского, Будапештского и Стамбульского саммитов ОБСЕ, в которых абхазская сторона обвиняется в этнических чистках. Как известно, в ноябре 1993 года Абхазию посетила миссия ООН по изучению фактов, в докладе которой сказано, что исход населения из Абхазии явился результатом боевых действий, а не целенаправленной политики этнических чисток. ОБСЕ же не посылала подобных миссий в Абхазию. Таким образом, ее решения являются необоснованными, основанными на информации, предоставляемой Грузией. Подобного рода шаги и низвели ОБСЕ в переговорном процессе до роли статиста.
Переговорный процесс по урегулированию грузино-абхазского конфликта проходит при посредничестве ООН и Российской Федерации. В 1997 году по инициативе ООН был создан координационный совет, в рамках которого сторонам удалось достигнуть соглашений по многим вопросам, в первую очередь по вопросам стабилизации обстановки. Таким образом, координационный совет, на наш взгляд, стал важным форумом, способствующим повышению уровня безопасности. В этом смысле ООН играет позитивную роль.
Вместе с тем ООН постоянно предпринимает попытки вынудить Абхазию к принятию модели, в соответствии с которой она стала бы автономной единицей Грузии. Так, в последнее время по настоянию Грузии ООН при участии государств, входящих в группу друзей генерального секретаря, начала выработку проекта о распределении конституционных полномочий между Тбилиси и Сухуми. Это, по существу, является попыткой разрушения правовой базы, созданной заявлением от 4 апреля 1994 года. Именно поэтому мы отказались участвовать в этой работе и рассматривать проект, готовящийся ООН.
На наш взгляд, такой подход не способствует повышению роли и авторитета ООН в урегулировании конфликта между Грузией и Абхазией. Более того, попытки навязать нам подобную модель урегулирования способны полностью разрушить переговорный процесс.
- Охарактеризуйте социально-экономическую ситуацию, основные финансовые проблемы.
- В результате военных действий экономике Абхазии нанесен огромный материальный ущерб, оцениваемый в 11,5 миллиарда долларов США. Республикой предпринимаются шаги по восстановлению социально-экономической инфраструктуры исключительно за счет внутренних резервов без внешнего заимствования. Можно констатировать, что за послевоенный период достигнуты определенные результаты.
О состоянии экономики Республики Абхазия можно судить по государственному бюджету.
Темп роста доходной части бюджета вырос на 60 процентов в 2000 году по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года. Ежемесячная зарплата в бюджетных организациях выросла на 50 процентов и в среднем составляет 500 рублей.
Основными источниками дохода бюджета являются налоги и сборы от государственных предприятий, коммерческих структур и физических лиц, а также таможенная пошлина, удельный вес которой доходит до 43 процентов.
Особо благоприятную ситуацию для обеспечения доходов бюджета удалось создать с принятием в 1994 году налогового законодательства, предусматривающего резкое уменьшение налоговых ставок для возрождающихся объектов народного хозяйства и стимулирования частного предпринимательства. Так, ставка налога на прибыль предприятий снижена с 35 до 18 процентов, ставка налога на добавленную стоимость - с 20 до 10 процентов, очень низки фиксированные платежи по земельному и подоходному налогам с физических лиц. Результатом этих изменений явилось укрепление финансовой дисциплины и выполнение доходной части бюджета в 1999 году на 112 процентов. За восемь месяцев текущего года доходная часть госбюджета также перевыполнена. Впервые за послевоенный период в 1999 году экспорт продукции за пределы Абхазии превысил импорт более чем на 10 процентов, что свидетельствует о возрастающих возможностях экономики государства. И в последующем сохраняется тенденция роста экспорта продукции и увеличения таможенных платежей.
Значительная часть бюджетных средств направляется на укрепление обороноспособности страны, ее силовых структур. Конечно, эти расходы не позволяют нам в полной мере осуществить все программы по повышению благосостояния населения республики.
Правительством республики разработана долгосрочная социально-экономическая программа, в которой определены приоритетные направления народно-хозяйственного комплекса и пути их развития. Основными отраслями экономики Абхазии являются курортно-туристическая индустрия, сфера обслуживания, сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, энергетика.
Восстановление разрушенного войной народного хозяйства началось с подъема энергетики как основополагающей отрасли всей экономики. На эти цели ежегодно выделялись определенные средства, в том числе бюджетные, восстанавливались различные объекты энергетического комплекса.
В результате в настоящее время фактически на территории Абхазии нет ограничений на потребление электроэнергии, а тарифы на нее для населения являются самыми низкими на территории бывшего СССР и составляют 4 копейки за 1 квт/час.
Позитивные процессы наметились в восстановлении и развитии курортно-туристической индустрии. Только в 1999 году здравницами Абхазии было оказано услуг отдыхающим более чем на 50 миллионов рублей. В функционирующих домах отдыха и санаториях было обслужено более 20 тысяч человек. В настоящее время вновь возрождается курортная инфраструктура Абхазии, сфера обслуживания, транспорт, организация досуга, укрепляется их материально-техническая база. Для решения этих проблем государство финансирует здравницы, нацеливает другие отрасли экономики на обслуживание курортной сферы, способствует возрождению былой славы таких известных курортов, как Пицунда, Рица, Гагра, Новый Афон, Сухуми.
Особое значение придается государством восстановлению сельского хозяйства. Ежегодно только из республиканского бюджета на обеспечение сельхозработ выделяется более чем 5 миллионов рублей. В 1999 году в Абхазии было собрано до 10 тысяч тонн чая, выращено около 1 тысячи тонн табака. Более 20 тысяч тонн цитрусовых было вывезено за пределы республики. Мы полностью обеспечиваем себя овощами, фруктами, мясомолочными продуктами.
- Как обеспечивается приток инвестиций в экономику республики?
- Для послевоенного восстановления экономики особо важное значение приобретает вопрос внутреннего и иностранного инвестирования. В Республике Абхазия действует Закон "Об иностранных инвестициях", согласно которому иностранные инвесторы в первые три года деятельности освобождаются от налога на прибыль, им предоставляются дополнительные льготы по налогу на имущество. Особо интенсивно инвестируются санаторно-курортные объекты, предприятия перерабатывающей промышленности и малого бизнеса. Однако масштабы инвестирования экономики недостаточны, и главной причиной является сохранение режима экономических санкций в отношении Абхазии странами СНГ. Вместе с тем вполне очевидно, что экономическая изоляция Абхазии бесперспективна, так как не решает проблем урегулирования грузино-абхазских взаимоотношений. В это же время не только Абхазия, но и Россия, и Армения терпят большие убытки из-за разрыва транспортных коммуникаций, энергетической системы, культурных и иных связей.
Сухуми-Москва