- КАКОЙ участок грузинской границы, на ваш взгляд, является наиболее уязвимым? На каком направлении сосредоточены основные силы возглавляемого вами департамента?
- Если вы имеете в виду общее положение рубежей, тогда уязвимы границы с Россией, Азербайджаном и Арменией, поскольку многие участки не установлены и граница не оформлена. С оперативной же точки зрения самая сложная обстановка - на грузино-российской границе, а конкретнее - на участках, граничащих с Дагестаном, Чечней, Северной Осетией, Карачаево-Черкесией и Краснодарским краем. Наши основные силы сконцентрированы на дагестанском и чеченском участках. Что касается остальных участков, то там сложность заключается в существовании сепаратистских режимов, из-за которых контроль границы на сегодняшний день невозможен.
- Вы не раз говорили о том, что в связи с событиями в Чечне на границе Грузии усилен пограничный режим, въезд и выезд граждан из ряда зарубежных стран взят под особый контроль, и тем не менее есть свидетельства о нахождении на территории Грузии чеченских боевиков. Чем обусловлены постоянные заявления российской стороны на этот счет?
- Мы такими доказательствами не располагаем. Что значит "нахождение чеченских боевиков в Грузии"? Если вы считаете любого чеченца, вне зависимости от возраста и пола, то таких "боевиков" в лице детей, женщин и стариков в Грузии несколько тысяч. С другой стороны, боевикам в Грузии делать нечего. Вопреки утверждениям российских СМИ на чеченском участке не имело места пересечение границы Грузии боевиками, ну а если бы имело, то этого не допустили бы ни мы, ни российские пограничники. Это может быть подтверждено ФПС РФ, которая уже не раз опровергала информацию о переходе из Грузии в Россию чеченских боевиков, афганских моджахедов и др. Складывается впечатление, что кого-то не устраивают коллегиальные, основанные на взаимоуважении, отношения между грузинскими и российскими пограничниками. Если грузинские пограничники пропускают боевиков и террористов, то они попадают в руки российских пограничников, может, кто-то думает, что пограничные службы обеих стран содействуют чеченским боевикам? Это же абсурд. Если же в России одно ведомство не знает, что делает и что говорит другое, тогда об этом должны спрашивать с этих ведомств, а не с нас. Основным источником распространения информации такого рода является российское военное ведомство. Для нас эта "информация" представляет дезинформацию. Несколько примеров.
В сентябре-октябре 1999 года ваша пресса активно распространяла информацию о том, что Шамиль Басаев собирался перейти в Сванетию, а после его ранения писали, что он собирался лечиться в Грузии. Однако, насколько мне известно, Басаев и по сей день находится в Чечне.
В ноябре 1999 года утверждалось, что похищенный в Чечне генерал Шпигун находился в плену в Шатили. Вам известно, что труп Шпигуна обнаружили в Дуба-Юрте в марте 2000 года, довольно далеко от Шатили.
Писали о том, что в окрестностях Шатили боевики обустроили полевой госпиталь и центр спутниковой связи, - сотни ваших коллег как из России, так и из других стран, лично осматривали эту местность, но следов пребывания там боевиков не обнаружили. Не видели их и наблюдатели мониторинга ОБСЕ, которые находятся там с января.
Распространение "информации" такого типа принимает иногда курьезную (если не сказать коммерческую) окраску. Российское ТВ несколько раз показало паспорта убитых в бою иностранных наемников, где якобы стояли штампы, удостоверяющие прохождение чеченского участка грузино-российской границы. Такого в природе не существует, на чеченском и дагестанском участках ни один КПП не функционирует. В паспортах не проставляются несуществующие штампы. Единственный КПП, откуда можно попасть из Грузии в Россию, это Казбеги-Верхний Ларс. Если и в самом деле какой-то иностранный наемник с подлинными документами прошел через Грузию, он все равно не попал бы в Чечню, минуя российский КПП. Если кто-либо попал этим путем в Чечню, в этом виноваты не грузинские пограничники, а та система контроля, которая со стороны России регулирует въезд-выезд в Чечню.
- В ходе вашего визита в Москву речь шла о том, что ФПС РФ окажет Грузии помощь в техническом оборудовании чеченского участка. Реализуется ли эта идея?
- Эта идея пока не реализована.
- Не случится ли так, что независимость Грузии в военном отношении от Москвы превратится в зависимость от Вашингтона и Анкары?
- Исходя из вашего вопроса получается, что Грузия с военной точки зрения должна зависеть либо от Москвы, либо от Вашингтона, либо от Анкары, либо от кого-то еще. Если наша независимость зависит от нахождения в Грузии частей российских ВС, то какая же это независимость. Мы хотим поддерживать дружественные отношения как с Россией, так и с другими странами и стараемся эти отношения развивать. В то же время мы пытаемся строить независимое суверенное государство, и некоторые страны, исходя из нашего тяжелого социально-экономического положения, оказывают нам помощь во многих сферах, в том числе и в военной. Это не только США и Турция, нам помогают также Китай, Украина, Германия, Великобритания, Греция и др. Мы хотим поддерживать контакты со всеми, и в первую очередь с Россией, но по не зависящим от нас причинам не всегда отношения развиваются на основе добрососедства. Россия необоснованно обвиняет нас в том, что Грузия оказывает помощь чеченским боевикам, пропускает их через свою территорию, поставляет им оружие, создает для боевиков базы. Подобное и в самом деле происходило во время конфликта в Абхазии, но со стороны России. Как удавалось гражданину России Шамилю Басаеву с его боевиками воевать в Абхазии против грузин? Где приобретали находящиеся в Абхазии боевики оружие и боеприпасы российского производства - в Турции или на Ближнем Востоке? Сегодня в России все забыли предупреждение президента Грузии о том, что поддержка агрессивного сепаратизма сторицей возвратится назад в Россию. Нужно прекратить взаимные обвинения и подумать о будущих, по-настоящему добрососедских отношениях между Грузией и Россией.
- Чем, по-вашему, объясняется стремление Грузии к сохранению безвизового режима?
- СССР оказал на жизненном укладе и психологии народов не только отрицательное воздействие. Было и много хорошего. Между нами сложились тесные как экономические, так и чисто человеческие отношения. Грузин, который уезжает в Россию или на Украину, не говорит, что едет за границу. Это другое понятие. Отношения, исторически сложившиеся между народами, входящими в состав СССР, а до этого в Российскую империю, СНГ призвано было поддержать, но практически ни одно из решений, принятых в рамках Содружества, не было реализовано. Не осуществилась (да и не могла) идея охраны внешних границ СНГ, не заработала идея единого экономического пространства, не претворено в жизнь ни одно из решений против сепаратизма ни в одном из регионов СНГ. Единственное, что нормально работало, - Бишкекский договор. Я думаю, что разрушение отношений началось не с ввода визового режима. Вспомнить хотя бы укоренившееся в России определение "лицо кавказской национальности", а также административные меры в отношении этих лиц. Как вы думаете, неужели из 600 или 700 тысяч грузин (если желаете, азербайджанцев, армян, кабардинцев или других) все криминальные элементы и преступники. Разве можно навешивать на всех один ярлык. Нельзя допустить, чтобы где-то укоренились определения "лицо славянской национальности" или "лицо азиатской национальности". Такое отношение является проявлением чуждой нам всем идеологии, с которой в свое время мы боролись все вместе в 1941-1945 годах. Дай то Бог, чтобы введение визового режима одним махом решило все проблемы в борьбе с незаконной миграцией, контрабандой, терроризмом, но, поверьте, этого не будет. Не будет потому, что это частный случай решения одной проблемы. Не всегда запреты имели эффективную сторону.
- Как, на ваш взгляд, скажется вывод российских баз из Джавахетии на стабильности в этом пограничном регионе?
- Подобные вопросы мне приходилось слышать и раньше в отношении Абхазии, Аджарии и Южной Осетии. Почему вы не спрашиваете о том, какое влияние на обстановку окажет процесс вывода базы, расположенной в Вазиани? Джавахетия - один из регионов Грузии, и проживающие там армяне являются гражданами Грузии. В Джавахетии есть преимущественно социально-экономические проблемы (так же, как и во всей Грузии), и если они разрешатся и жизнь людей улучшится, то вывод или невывод военной базы особого влияния на обстановку не окажет. Существование базы не носит политического характера. Населению нужен хлеб, а не танки и пушки, так что в случае решения социально-экономических трудностей никаких проблем не возникнет, конечно, если их кто-либо намеренно не спровоцирует.