ОДИН из основных соперников президента Аскара Акаева на предстоящих президентских выборах 29 октября Феликс Кулов отказался сдавать экзамен по государственному языку. На очередном заседании Лингвистической комиссии он сделал заявление о том, что комиссия стала инструментом устранения из предвыборного марафона неугодных государственной власти кандидатов. По мнению Феликса Кулова, власть, вместо того чтобы создавать почву для межнационального мира и этнического разнообразия, искусственно делит народ на две части - по национальному признаку и языку. Языковой барьер стал не только инструментом устранения политических оппонентов, но и препятствием для русскоязычных граждан Киргизии в их деловой карьере, в участии в управлении государством. Лидер партии "Ар-Намыс" Феликс Кулов принял данное решение только потому, что этот экзамен стал причиной разногласий в обществе. Таким образом власти вовлекли народ в политическую игру, где людей начали делить на киргизов и некиргизов; на киргизов, владеющих языком и не владеющих им. Между тем Кулов считает, что Центризбирком должен зарегистрировать его кандидатуру, так как ни в Конституции, ни в Избирательном кодексе нет требования, гласящего, что для регистрации кандидатов необходимо заключение Лингвистической комиссии.
Тем временем пресс-секретарь президента Осмонакун Ибраимов заявил, что, отказавшись сдавать языковой экзамен, Кулов показал, что он подвержен эмоциям, и зарекомендовал себя как поверхностный политик. Председатель Центральной избирательной комиссии Сулайман Иманбаев, в свою очередь, сделал заявление о том, что при рассмотрении вопроса о регистрации Кулова как кандидата комиссия обязательно учтет факт его отказа сдавать экзамен. Кстати, из 11 претендентов, подавших свои документы в Центризбирком, только четверо получили удостоверения кандидата, остальные же экзамен по языку сдать не смогли. Кстати, член Лингвистической комиссии Бюна Орузбаева заметила, что некоторые из них "не могли связно говорить и на русском языке". Она также отметила, что в ходе работы комиссии в экзаменационных билетах были использованы "щадящие вопросы", касавшиеся политики, экономики, литературы, истории и народного творчества. Однако провалившиеся кандидаты "были далеки от владения литературными нормами языка, использовали диалектную, просторечную лексику".
В свою очередь, как сообщило Радио "Свобода", Осмонакун Ибраимов, комментируя политическое заявление Кулова, отметил, что у русскоязычного населения есть все возможности для полноценной жизнедеятельности, включая принятый закон об официальном языке. Одновременно он подчеркнул, что "владение или невладение государственным языком никоим образом не умаляет значимости и достоинств каждого из претендующих на высший государственный пост".
Между тем лидеры семи оппозиционных политических партий Киргизии обратились к президенту страны Аскару Акаеву с предложением отказаться от участия в предстоящих президентских выборах. По их мнению, "одно и то же лицо не может быть избрано президентом республики более двух сроков подряд. Поэтому абсолютно противозаконно, когда вы, прикрываясь надуманным решением Конституционного суда, хотите баллотироваться в президенты Киргизии на третий срок. Такой шаг является не только нарушением Конституции, но и прямым злоупотреблением".
Президент Аскар Акаев был избран в 1990 и 1995 годах на пост главы государства. Однако в 1990 году он был председателем Верховного Совета республики, а в 1995 году стал всенародно избранным президентом. Именно это обстоятельство послужило причиной решения Конституционного суда, согласно которому Аскар Акаев избирался лишь один раз.
Несмотря на протесты оппозиции, ЦИК выполнил свое обещание - отказал Феликсу Кулову в регистрации из-за его отказа пройти экзамен по языку. По мнению Центризбиркома, претендент тем самым нарушил требование соответствующей главы Основного закона страны, гласящей, что "президентом Киргизской Республики может быть избран гражданин, владеющий государственным языком". ЦИК подтвердил свой отказ в регистрации и в отношении всех остальных претендентов.
Поскольку до дня выборов осталось чуть более месяца, неясно, успеет ли Феликс Кулов опротестовать это решение в судебном порядке.