ХОТЯ сразу же после завершения миротворческой миссии по региону спецпредставителя президента Туркмении Бориса Шихмурадова, в ходе которой он ознакомил заинтересованные стороны с предложениями Сапармурата Ниязова по умиротворению ситуации в Афганистане и вокруг него (см. "НГ" за 05.09 с.г.), боевые действия на севере этой многострадальной страны возобновились, в Ашхабаде по прежнему убеждены: альтернативы мирному сценарию прекращения войны сегодня нет. Как сообщил "НГ" высокопоставленный представитель из окружения главы Туркмении, Сапармурат Ниязов не намерен снижать активность в своих усилиях по реализации мирных предложений, о чем уведомил руководство ООН. Афганская тема постоянно присутствует во время переговоров Туркменбаши с лидерами других стран, с посещающими Туркмению зарубежными делегациями.
Корреспондентам "НГ" стали известны некоторые детали конфиденциального "мирного сценария Туркменбаши для афганцев". В отличие от некоторых комментаторов, усмотревших в туркменской миротворческой миссии некий "коммерческий интерес" (имеется в виду желание Ашхабада проложить через Афганистан газопровод в Пакистан и Индию), лидер Туркмении оперирует более широкими понятиями. Он убежден, что сегодня стабильность в Афганистане - это стабильность во всем регионе, и ни одна соседняя страна не может подтолкнуть ситуацию в Афганистане к развитию по своему сценарию, не учитывающему всех реальностей.
Реальность же, по мнению Сапармурата Ниязова, такова, что "талибы стали состоявшимся фактором в политической жизни Афганистана и не считаться с этим означает не признавать реальности сегодняшнего дня в Афганистане". По словам собеседника "НГ", понимание данного обстоятельства сейчас уже разделяется и руководством Ирана, которое отошло от непримиримой позиции по отношению к нынешним властям Кабула и ведет свой диалог с движением "Талибан". Визит Бориса Шихмурадова в Исламабад подтвердил, что и Пакистан все больше склоняется к выводу о невозможности обеспечения долгосрочного мира в Афганистане силовым путем. Стало быть, два совершенно по-разному относящихся к талибам "ключевых" государства региона в настоящее время заявляют о поддержке планов формирования правительства национального единства в Афганистане.
Экономическое и гуманитарное взаимодействие Ашхабада со своими южными соседями позволяет руководству Туркмении владеть наиболее детальной информацией о внутренней обстановке в Афганистане. По словам нашего источника, "ситуация там сегодня характеризуется значительным укреплением гражданского администрирования со стороны талибов, налаживанием социальной и бытовой инфраструктуры, даже несмотря на жесточайшую засуху и нехватку воды, активизацией международных связей, прежде всего экономических".
Встреча спецпредставителя президента Туркмении с лидерами движения "Талибан", с одной стороны, и Северного альянса, с другой, подтвердила, что обе главные противоборствующие в Афганистане военно-политические силы считают, как подчеркнул наш собеседник, "весьма выгодным для себя присутствие в процессе межафганского урегулирования туркменской стороны как реально проводящей нейтральный и сбалансированный подход к ситуации".
Судя по всему, Ашхабад не теряет надежды на то, что продолжающие боевые действия участники конфликта в Афганистане, наконец, прислушаются к его миротворческим призывам и приступят к диалогу о будущем страны. Туркмения в лице Сапармурата Ниязова предлагает примерно такую "формулу согласия" для афганцев: прекращение огня на длительную перспективу (от 24 до 48 месяцев) на основе предоставления специальных административных полномочий Ахмад Шаху Масуду на контролируемых им территориях, вступление двух афганских группировок в практическое взаимодействие в области гражданского управления государством, размещение специальной миссии наблюдателей в районе так называемой масудовской автономии внутри единого афганского государства. После этого, по замыслу Ниязова, можно было бы с участием всех заинтересованных сторон вести работу над созданием госструктуры Афганистана, определить пути его развития.
В столице Туркмении пока очень осторожно оценивают степень влияния на свои миротворческие действия других стран СНГ, далеких от нейтральных подходов к афганской проблеме. Но здесь готовы к консультациям по этой тематике, ближайшие из которых будут иметь место, видимо, во время намеченного на 21-22 сентября визита в Ашхабад президента Узбекистана Ислама Каримова.
Ашхабад