ОБРАЗОВАНИЕ Приднестровской Молдавской Республики, призванной обеспечить гражданские права всех ее жителей, независимо от национальной или языковой принадлежности, стало ответом на развязанное Кишиневом подавление одной нацией всех остальных, заявил на пресс-конференции в Тирасполе по случаю 10-летнего юбилея непризнанной ПМР ее президент Игорь Смирнов. За прошедшие годы, по его мнению, удалось многое сделать для превращения ПМР в самодостаточное государство.
Что же дальше? Отвечая на этот вопрос, государственный секретарь, курирующий международные связи, Валерий Лицкай заверил, что, во-первых, войны не будет, поскольку сегодня никто в ней не заинтересован. Во-вторых, Приднестровью и далее предстоит жить, развиваться и самому кормить себя (в этом смысле каких-либо подарков от РМ ожидать не приходится). И в-третьих, Тирасполь обречен на нормализацию отношений с Кишиневом.
В какой форме она может быть осуществлена? По словам председателя приднестровского Верховного совета Григория Маракуцы, минувшее десятилетие фактического существования приднестровского государства уже подвело к необходимости и юридического его признания. Во взаимоотношениях же с РМ остается все меньше оснований для компромиссов. Общегосударственных ценностей у Кишинева и Тирасполя сегодня уже нет, сохраняются лишь определенные взаимные интересы, в частности экономические. И потому создавать некие совместные искусственные недееспособные структуры, скажем, в рамках общего государства, вряд ли есть смысл - "и пора перестать обманывать себя!" В подобных условиях, очевидно, целесообразно провести переговоры о нормализации отношений с РМ на двустороннем межгосударственном уровне. Для чего и понадобится содействие посредников, в том числе и созданных с участием России и Украины специальных комиссий по урегулированию, уточнил г-н Маракуца, оговорив, что это его личное мнение.
У представляющего официальную позицию Валерия Лицкая иная точка зрения на сей счет. Как он пояснил корреспонденту "НГ", в сравнении с другими аналогичными конфликтами, урегулирование приднестровского продвигается наиболее эффективно. В этой связи он назвал весьма перспективным и представленный недавно сторонам проект, который был подготовлен госкомиссией РФ во главе с Евгением Примаковым. Тираспольские эксперты уже проработали 60-70% его текста, подготавливая необходимые поправки.
Кишиневские же их коллеги пока никаких оценок не давали. И, судя по всему, соответствующей команды сверху - начать обсуждение данного документа - еще не получили. Собственно, до сих пор непонятно, с кем теперь, после провозглашения РМ парламентской республикой, следует продолжать диалог. Президент и его представители, вероятно, уже не обладают полномочиями на ведение переговоров с другими государствами. И каких-либо новых ответственных за продолжение переговорного процесса лиц сам законодательный орган не назначил. Очевидная затяжка с прояснением создавшейся ситуации не свидетельствует о горячем желании Кишинева незамедлительно возобновить диалог, отметил Лицкай.
С отрицательным резюме по московскому плану урегулирования, "подразумевающему федерализацию РМ, которая спровоцирует государственные ее разложения", зато уже выступили некоторые молдавские обозреватели, предрекая возникновение оппозиционных и тревожных настроений в Кишиневе и Бухаресте и распространение этой реакции в Европе.
Между тем представленный примаковской комиссией проект "Соглашение об основах взаимоотношений Республики Молдова и Приднестровья" в принципе не противоречит рекомендациям, разработанным англоязычной группой экспертов на киевском "рабочем столе" весной этого года. Обоими вариантами, к примеру, предусматривается создание законодательной, исполнительной и судебных структур общего государства (ОГ), путем делегирования им сторонами определенного набора полномочий.
В целом предложенная россиянами схема менее централизованного ОГ выглядит более предпочтительной для нынешнего напряженного периода взаимоотношений между двумя днестровскими берегами. Для оперативного и стратегического управления и планирования намечено создать совместный постоянно действующий орган, направленный на обеспечение в перспективе взаимосвязей на качественно новом, гораздо более высоком уровне; во внешних же отношениях, как намечается в проекте, общее государство - Республика Молдова проводит единую политику по согласованию сторон. При этом представители Приднестровья участвуют в деятельности внешнеполитических органов ОГ. Также ПМР вправе напрямую сотрудничать с иностранными государствами в экономической, культурной, научной, образовательной, спортивной, гуманитарной областях, открывая при необходимости собственные представительства и культурно-информационные центры. Однако зарубежные ее соглашения не должны противоречить международным обязательствам ОГ. В случае же изменения международно-правового статуса РМ Приднестровье имеет право на политическое и территориальное самоопределение в соответствии с общепринятыми нормами. Планируется также, что последующая операция по поддержанию мира и стабильности будет осуществляться под мандатом ОБСЕ - вследствие соответствующего обращения сторон. Группа наблюдателей от ОБСЕ присоединится к действующим здесь миротворческим силам, основу которых составят воинские контингенты РФ и Украины.
Для усиления международной поддержки ОГ англоязычные спецы рекомендовали наладить оказание внешней финансовой помощи. А для обеспечения внутригосударственной общественной поддержки - провести референдум.
Вопрос о референдуме и вообще о подключении широкой общественности к обсуждению документов по урегулированию отнюдь не праздный. В Кишиневе, к примеру, до сих пор правые силы традиционно активно и традиционно негативно реагируют на любые приднестровские проекты (за исключением одиозного автономного). Те самые силы, которые, по сути, оказались ответственны за возникновение самой приднестровской проблемы, развязав межэтническое противостояние в Молдавии, а также за попытку решить ее затем силовым военным путем.
Сегодня всевозможные разговоры о недопустимости той или иной формы урегулирования следует считать вредной демагогией. Допустимо все, что способно помочь делу объединения страны. Что же до подходящей формулы ОГ, то предложенный российской комиссией вариант представляется наиболее перспективным документом для предстоящих переговоров сторон.
Тирасполь-Кишинев