Несколько лет назад Казахстаном была выдвинута идея создать Евразийский союз. Официальная Москва отреагировала прохладно: власть вальсировала с Западом. На этом фоне сближение с постсоветскими азиатскими странами выглядело ненужным и даже контрпродуктивным. Тогдашним "западоцентристам" у власти мыслилось: чем дальше Россия дистанцируется от этих стран, тем быстрее пойдет вперед.
Однако интеграция с Западом оказалась полной химерой. А дистанцирование в экономическом плане обернулось гигантскими потерями: из-за торопливо разорванных связей тысячи предприятий встали по всей стране. Мало того, оно обернулось огромным политико-стратегическим ущербом. Гоняясь за несбыточными альянсами, Москва дожила до состояния международного одиночества. Повсюду группы государств объединяются в тех или иных формах, видя в том усиление и для себя. Мы из процесса выпали. Свалившиеся в кризис да еще одинокие, мы слабы вдвойне. А за слабость в этом мире карают.
На таком фоне казахстанская идея заслуживает срочного и пристального внимания. Что предлагалось? Двинуться, по существу, к добровольной конфедерации постсоветских государств, начав, само собой, с России и оставив дверь открытой для более широкого участия. Вполне достаточно, для того чтобы узреть, что для России Евразийский союз открывает ценные перспективы как раз в плане выхода из того соломенного вдовства, в котором она оказалась.
Во-первых, союз благотворно сказался бы на восстановлении экономических связей. Не менее значимым было бы и политическое сближение с центральноазиатскими государствами - ведь предложение сразу было поддержано еще одной центральноазиатской страной, Киргизией. Сейчас у нас уже есть понимание того, что регион очень существен для судеб России. Свидетельством тому - наша дорогостоящая вовлеченность в отражение угроз Таджикистану. Правда, у иных сия мысль порождает странное умозаключение: надо полностью изолироваться от региона. Но люди, знакомые с реалиями, знают - ничего не выйдет. Слишком связана Россия и эти страны - через общее прошлое, через этнические, экономические, религиозные факторы. И единственный выход, коль регион столь значим, - иметь с ним широкие, прочные, разносторонние связи.
Но пока вроде бы лишь Казахстан да, возможно, Киргизия согласны на союз. Но и это очень много. Казахстан - крупнейшее государство региона с весомейшими экономическими перспективами. А кроме того - он наш единственный непосредственный сосед в этом регионе, да еще с границей почти в три тысячи километров! Максимальное сближение с таким соседом - уже геополитический императив. А политико-стратегический резон таков: будет такое сближение - и все наши тревоги, связанные с Центрально-Азиатским регионом, уменьшатся на порядок.
Кроме того, регион очень динамичен. Оно и естественно, там многое еще формируется, образуется. Какие крупные внешние силы и интересы тянутся туда! И будут все сильнее тянуться, в этом нет сомнения. Один нефтяной фактор - в случае именно с Казахстаном способный стать грандиозным магнитом - это обеспечит. Пока Москва может рассчитывать на сотрудничество по части евразийского проекта. Но кто знает, что будет дальше?
Удайся проект - и вкупе с российско-белорусской интеграцией это стало бы впечатляющим началом выхода нашей страны из фактического тупика международного одиночества. Мир принял бы к сведению: с Россией и ее интересами надо отныне считаться больше.