Это событие вполне могло и не состояться. Слишком уж много препятствий возникало на пути реализации проекта создания нового учебного заведения.
С 1997 года существовала в Ашхабаде уникальная средняя школа - единственное учебное заведение, находившееся за пределами Российской Федерации и выдававшее выпускникам сертификаты российского образца. Школа числилась на балансе оперативной группы российских погранвойск, принимавшей участие в охране внешней границы Туркменистана. Учились в ней не только дети пограничников, но и дети российских граждан, проживающих в Туркменистане.
В прошлом году с завершением срока присутствия российской опергруппы погранвойск на южных рубежах СНГ школа юридически прекратила свое существование. Случилось это в разгар учебного года. Под патронажем российского посольства в Туркменистане на частные пожертвования школа худо-бедно закончила учебный год, дав путевки в жизнь своему третьему и, как казалось тогда, последнему выпуску.
Летний визит в Ашхабад российского президента и подписанное Владимиром Путиным и Сапармуратом Ниязовым соглашение о сотрудничестве двух стран в гуманитарной сфере подарили новую надежду на сохранение уникального учебного заведения. В соглашении отдельно оговаривалось создание российско-туркменской средней школы на базе ранее существовавшей школы для детей пограничников.
Казалось бы, все утряслось и можно было радоваться утверждению еще одного очага российской культуры и образования на просторах СНГ. Да не тут-то было. Несмотря на имеющееся межгосударственное соглашение, Министерство финансов РФ так до сих пор и не утвердило выделения необходимых средств на содержание школы. Речь идет о смешной сумме - порядка 700 тысяч рублей в год на зарплату учителям и обслуживающему персоналу. Все остальные расходы, включая и выделение здания, взяла на себя туркменская сторона.
Подобная нерасторопность российских чиновников тем более непонятна, что тема поддержки соотечественников в ближнем зарубежье, тема поддержки русского языка в СНГ не сходят с уст российских политиков. Существует объемный документ "Рекомендации парламентских слушаний о развитии образовательных связей с государствами СНГ и Прибалтики", принятый Госдумой не далее как нынешним летом. Существуют в конце концов и глобальные геополитические интересы России по поддержанию своего влияния, в том числе и через гуманитарное сотрудничество, в странах СНГ.
Касательно российского культурного влияния в Туркменистане сложилась парадоксальная ситуация. Со стороны официальных туркменских властей тема эта не встречает никакого противодействия. Более того, еще два года назад, беседуя с очередной российской правительственной делегацией, президент Ниязов упрекал своих визави в недостатке внимания к русскоязычным школам в Туркменистане и приводил в качестве более убедительного примера русского культурного влияния в регионе┘ политику Николая II в начале века.
Вот и в нынешней ситуации туркменская сторона полностью выполнила свои обязательства по участию в создании школы. Выделено современное здание. До тех пор пока в нем не завершится начавшийся слишком поздно ремонт, командование туркменских погранвойск согласилось безвозмездно сохранить за школой прежнее помещение.
А российские чиновники до сих пор не торопятся документально закрепить обязательства своего государства по финансированию школы. Новый учебный год школа начинает исключительно благодаря самоотверженности и энтузиазму преподавательского состава и сотрудников российского посольства в Туркменистане.
В начале лета педагогам школы было объявлено, что дальнейшее существование весьма проблематично и если кто хочет гарантированного места работы на новый учебный год, то вправе искать новую должность, благо в Туркменистане много школ, сохраняющих русский язык обучения. Заявлений об уходе не подал никто. Сегодня работу школы обеспечивают частные финансовые пожертвования. Это, конечно, не может отвечать потребностям всех родителей, желающих отдать своих детей в русскую школу.
Конкурс сюда почище, чем в престижный московский вуз. Все говорит о том, что востребованность учебного заведения с российской программой обучения весьма велика в столице Туркменистана. Здесь уже, кстати, открыто более десятка турецких школ, действуют культурно-образовательные центры США, Франции, Германии, Великобритании, Ирана. Россия же пока явно запаздывает с развитием своего гуманитарного присутствия в Туркменистане.
Между тем отсутствие возможности дать детям должное образование остается одним из решающих факторов темпов миграции россиян из Туркменистана. В целом в картине развития российско-туркменских образовательных связей явно не хватает ярких, жизнеутверждающих красок. Но тем ценнее и значимее звонок к началу учебного года, прозвучавший вчера в первой российско-туркменской общеобразовательной школе. Первая ласточка весны не делает, но с ней как-то веселее.
Ашхабад