Центральноазиатские государства и Китай разделены природными границами. С открытием нового шелкового пути (на карте обозначен пунктиром) стратегическое значение региона возрастает.
ЗА ИНФОРМАЦИЕЙ о боевых действиях в Центральной Азии как-то в стороне от внимания СМИ осталось чрезвычайно важное событие. 31 сентября, с открытием туннелей через перевалы Камчик и Резак, Узбекистан прорубил окно к Тихому океану. С этого момента начала действовать крупнейшая в Азии стратегическая международная автомобильная магистраль Ташкент-Ош (Киргизия)-Кашгар (Китай)-Пекин и далее - к морскому побережью. Этот маршрут полностью повторяет Великий шелковый путь, существовавший в прошлом тысячелетии.
Произведенные работы впечатляют. При строительстве 11-километрового туннеля через перевал Камчик - единственной идущей по территории Узбекистана дороги в Ферганскую долину - выполнено свыше 3 млн. куб. м земляных работ, уложено 39 тыс. т асфальтобетона, только на туннели израсходовано 196 тыс. куб. м песка, 212 тыс. куб. м гравия, 4500 куб. м железобетона, 32 600 т асфальта.
По построенной трансконтинентальной дороге ежесуточно будут проходить 17 тыс. автомобилей и проезжать около 150 тыс. пассажиров.
О строительстве туннеля сообщалось очень мало. Перевал Камчик упоминался больше в боевых сводках, поскольку, по информации некоторых СМИ, боевики ИДУ пытались его захватить. Говорилось даже, что перевал удерживается террористами. И официальный Ташкент по этому поводу делал опровержение.
Сегодня туннель охраняет целая бригада спецназа. Через каждые 100 м - пост с автоматчиками, пулеметчиками и гранатометчиками (зенитчиками). Ведется электронное наблюдение. В туннеле проложено 69 км кабеля, установлены современные средства радио- и телефонной связи, освещения, пожаротушения.
Кроме этого вдоль всей дороги до самой границы с Киргизией через каждые 1-2 км размещены посты милиции, Службы национальной безопасности и военных. Все войска в республике приведены в боевую готовность высшей степени и сконцентрированы в трех горячих точках страны - Сурхандарьинской области, в районе Чарвакского водохранилища (Ташкентская область) и на юге Ферганской долины. Задействованы даже курсанты военных училищ - Чирчикского танкового и Ташкентского пограничного.
Столь беспрецедентные меры безопасности связаны с тем, что власти Узбекистана ожидают новых прорывов боевиков. Спецслужбы озадачивает тот факт, что в прорвавшейся на прошлой неделе в район Чарвака группе из 15 бандитов (восемь из них уже уничтожены, остальные скрылись в сторону Киргизии) все были местными жителями. Это люди, хорошо знающие местность и горы, т.к. в свое время работали кто егерями, кто геологами, кто охотниками. Никакого идеологического подтекста в действиях боевиков не наблюдалось. Вооружены они были похуже тех людей, которые действовали в Сурхандарьинской области. Однако ряд обстоятельств позволяет сделать вывод, что ими руководили "специалисты".
Узбекские эксперты говорят, что тактика борьбы с боевиками в республике отличается от той, что применялась и применяется в Чечне. Войска не ведут огонь по селениям, поскольку все кишлаки, как правило, расположены в оазисной зоне и перенаселены. Здесь эффективно применять высокоточное оружие и снайперские винтовки. Именно их в экстренном порядке и поставил Узбекистану Китай после визита туда министра обороны Узбекистана генерал-лейтенанта Юрия Агзамова.
Однако вызывает недоумение, почему также быстро не сработала Москва. Ведь известно, что снайперские винтовки Драгунова, которые производятся в России, - лучшие в мире. У них выше живучесть ствола, прицельная дальность винтовок - до 2 км. Оснащены специальной оптикой для стрельбы ночью.
Ответить, почему Узбекистан закупил винтовки именно китайского производства, не составляет большого труда - вооружение, которое поставляет Пекин, просто дешевле. Не исключено, что в данном случае оно вообще было поставлено бесплатно, чтобы завоевать рынок. Теперь вооружение можно транспортировать по Великому шелковому пути. Выгода очевидна.
В узбекском посольстве заверили, что российско-узбекское военное сотрудничество развивается на плановой, долговременной основе. А высокопоставленный представитель Генштаба заявил, что "Россия в ближайшие дни окажет Узбекистану помощь в ликвидации банд террористов поставками авиационного и сухопутного оружия и боеприпасов". Однако - почему не оказала до сих пор? Почему Пекин опередил Россию и по некоторым вопросам имеет более прочные позиции в регионе?