0
790
Газета СНГ Интернет-версия

01.09.2000 00:00:00

Девять лет по пути реформ

Тэги: узбекистан


узбекистан Выдающиеся памятники старины Узбекистана известны во всем мире.
Фото автора

В Ташкенте - праздник. На улицах - толпы людей. Тысячи профессиональных и самодеятельных артистов выходят на импровизированные сцены на городских площадях и в парках. И звучат узбекские, таджикские, казахские, татарские, уйгурские, русские, украинские, корейские мелодии, песни всех народов, проживающих здесь.

Узбекистан умеет веселиться. Но и работать умеет. И не без оснований претендует на роль лидера в регионе - с экономической точки зрения это наиболее благополучное государство Центральной Азии.

Принцип "сильная власть - сильное государство", взятый президентом Узбекистана Исламом Каримовым за основу, нашел свое воплощение еще в первые годы независимости, когда националистически настроенная оппозиция выступила с лозунгами типа: "Узбекистан - мусульманам!" Тогда президент посчитал, что сотня арестованных - это все же лучше, чем тысячи убитых. Недемократично? С точки зрения западной демократии - возможно, да. Но среднеазиатские реалии тогда не позволяли Исламу Каримову без потрясений демократизировать страну по западному образцу.

Узбекистан выделяется на фоне управленческого хаоса, наблюдавшегося в ряде республик, которые образовались на постсоветском пространстве. Плоды жесткой каримовской политики - стабильность в стране и вполне устойчивая экономика. Любой посетивший Центральную Азию подтвердит, что уровень жизни в Узбекистане гораздо выше, чем в соседних странах. И это обстоятельство во многом укрепляет амбиции Ташкента, претендующего на роль регионального лидера.

Как только не называли избранную Каримовым-экономистом модель преобразований - и "турецкой", и "южнокорейской", и "китайской". Однако нынче за ней прочно закреплено название "узбекской модели реформ". И это вполне соответствует действительности. Основной принцип преобразований, провозглашенный Исламом Каримовым, - "главный реформатор - государство". На практике это означает, что экономика регулируется государством, при том, что делается ставка на создание независимой индустриально-аграрной экономической системы за счет внутренних ресурсов - это прежде всего хлопок, золото, уран - и средств крупных зарубежных инвесторов. Сюда же нужно приплюсовать последовательность рыночных преобразований и сильную социальную защиту.

Благодаря целенаправленному продвижению по пути реформ республике удалось стабилизировать макроэкономику и финансовую ситуацию и добиться наименьшего падения производства среди стран СНГ. С 1996 г. в стране происходит экономический подъем, сопровождающийся ростом капитальных вложений. Увеличение объема инвестиций в 1999 г. по отношению к 1991 г. в Узбекистане в 6 раз превысил аналогичный показатель в Казахстане, в 4 раза - на Украине и в 3 раза - в России. К 1999 г. ВВП в Узбекистане по сравнению с 1990 г. снизился лишь на 5%, в то время как в России - на 24-27%, на Украине - на 55-58%, в Казахстане - на 34-37%, в Киргизии - на 29-32%.

Умеренно жесткая фискальная политика обеспечила снижение бюджетного дефицита до 2,5% ВВП, среднемесячные темпы инфляции снизились до 1,9%, достигнуто положительное сальдо в товарообороте. По темпам роста промышленного производства Узбекистан вышел на первое место среди стран СНГ - 117% в 1999 г. к уровню 1991 г., в то время как в России - только 45%, на Украине - 44%, в Казахстане - 41%.

Произошли заметные положительные сдвиги в институциональных преобразованиях. На долю негосударственного сектора в настоящее время приходится более 65% промышленного производства.

За годы независимости удалось ввести в действие десятки новых крупных производственных объектов, среди которых такие промышленные гиганты, как Бухарский нефтеперерабатывающий завод, автомобильный завод в г. Асаке, крупные текстильные комплексы с участием иностранных инвесторов.

В 1996 г. Узбекистан достиг энергетической независимости, а теперь постепенно приближается и к решению задачи самообеспечения страны зерном. Несмотря на маловодье и засуху, в нынешнем году собрано около 3 млн. т зерна. Некоторые хозяйства и даже районы получили урожай пшеницы по 60, 70 и более центнеров с гектара, что еще несколько лет тому назад было для них совершенно недостижимо.

По официальным данным, Узбекистан продолжает наращивать объемы добычи золота. В начале 90-х гг. страна ежегодно добывала 70 т драгоценного металла. К 2005 г. эту цифру планируется довести до 126 т.

Изменяется и структура экспорта: снижается доля хлопковолокна - с 44% до 28%, увеличивается экспорт машин и оборудования - с 9,85% до 23%. При этом сумма внешнего долга не превышает 2,5% от ВВП.

Жесткий контроль государства за экономическими процессами позволяет поддерживать хоть и не слишком высокий, но зато гарантированный уровень жизни и оказывать помощь незащищенным слоям населения. В отличие от других стран с переходной экономикой в Узбекистане нет задолженностей по выплате пенсий.

В республике создана уникальная форма социальной поддержки малообеспеченных и многодетных семей через органы местного самоуправления - махалли. Именно на них возложено решение вопросов адресной поддержки, определения малоимущих групп населения и оказания им материальной помощи.

Почти половину жителей республики составляют дети и молодежь в возрасте до 19 лет. В стране проводятся широкомасштабные реформы системы подготовки кадров и непрерывного образования. Разработка и реализация Национальной программы по подготовке кадров, новаторский подход к решению данной проблемы и то, что во главе этой широкомасштабной программы стоит сам глава государства, - все это не имеет прецедентов в мире.

Программа направлена не только на улучшение ситуации в области образования и подготовку специалистов высокого класса, но и на решение крупных социальных проектов преобразования общественно-политического климата в стране, обеспечение реализации потенциальных возможностей общества.

Всего за два года в различных областях Узбекистана создано около 250 академических лицеев и технических колледжей, которые прекрасно оснащены современным оборудованием. Именно академические лицеи и технические колледжи в совокупности с традиционными образовательными учреждениями обеспечивают непрерывность системы образования.

В республике осуществляется целенаправленная деятельность по общей и профессиональной подготовке одаренных детей и талантливой молодежи за рубежом. Для этих целей создан специальный фонд "Умид", и в престижных вузах зарубежных стран обучаются сейчас многие студенты из Узбекистана.

Национальная модель подготовки кадров - своеобразное ноу-хау президента Республики Узбекистан. Эта самобытная "экспортная технология" может быть использована в странах со схожими социально-экономическими и демографическими условиями, культурно-историческими традициями и обычаями.

Как и прежде, главным внешнеэкономическим партнером Узбекистана является Россия. Объемы взаимной торговли в последние годы неуклонно возрастают. Основные статьи российского экспорта - продукция машиностроения, черной и цветной металлургии, нефтехимической, медицинской и микробиологической промышленности. Основные статьи российского импорта из Узбекистана - хлопковолокно (до 70% всего хлопка, закупаемого Россией), продукция нефтегазовой промышленности, черной и цветной металлургии, легкой промышленности и АПК.

Не случайно первая страна, которую сразу после инаугурации посетил Владимир Путин, был именно Узбекистан, без расширения сотрудничества с которым не представляется возможным расширение российского присутствия в Центральной Азии.

Ташкент признает интересы Москвы в Центрально-Азиатском регионе и, в свою очередь, рассчитывает на ее военную помощь, столкнувшись с угрозой со стороны исламских экстремистов, поставивших целью свергнуть "сатанинский режим Каримова". Во время своего майского визита в Ташкент Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов, отметил: "Та работа, которая ведется Узбекистаном по обеспечению безопасности, полностью поддерживается Россией, и взаимные усилия России и Узбекистана в борьбе с международным терроризмом будут наращиваться, координироваться еще более плотно, вплоть до принятия определенных превентивных мер, направленных на предотвращение любых агрессивных проявлений как против России, так и против Узбекистана". Сегодня эти слова российского президента звучат более чем актуально.

Ташкент


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1431
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3322
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2414
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1938

Другие новости