ОПРОС объединения России и Белоруссии в рамках Союза обсуждается давно. Кто-то высказывается резко "против", не желая выслушать аргументов оппонента, кто-то однозначно "за". Однако и в том, и в другом случае у спорящих всегда остается множество вопросов. Чем сильнее стремление двух народов объединиться - пусть не в единое государство, а в Союз, тем громче звучит голос радикально настроенных партий России и Белоруссии, во всеуслышание заявляющих, что объединение не принесет пользы ни той, ни другой стороне. Белоруссия, мол, станет тяжелыми колодками на ногах экономически нестабильной России, у которой и своих проблем хватает.
Да, конечно, хватает. Их хватает и у Белоруссии. А создание полноценного Союза России и Белоруссии, который будет основан прежде всего на экономической интеграции, потребует на первом этапе больших затрат. Причем никто не сможет нам дать гарантии в том, что эти затраты окупятся очень скоро и вернутся нам в денежном выражении. Да, по существу, такие гарантии и не нужны, потому что стратегическая выгода такого Союза - очевидна.
Именно данный ход рассуждений и стал лейтмотивом Меморандума "О судьбе Союза России и Белоруссии", подготовленного депутатом Государственной Думы РФ, председателем Комиссии по государственному долгу и зарубежным активам Российской Федерации, председателем бюджетной комиссии Парламентского собрания Союза России и Белоруссии Владимиром Никитиным.
По существу, более 70% населения обоих государств выступают активно за интеграцию. И прежде всего потому, что понимают политически и экономически обусловленную необходимость этого процесса. Народы России и Белоруссии очень близки, причем близость эта объясняется не только единством исторического и религиозного наследия или общностью языков. Два государства составляют экономически единый взаимодополняющий комплекс - и именно этот факт призван сыграть главную роль в объединении и совместной деятельности стран.
Положение России на мировой политической и экономической арене на сегодняшний день уникально - являясь второй по величине ядерной державой, с интересами которой должно считаться мировое сообщество, Россия экономически очень ослаблена. У нее нет возможностей для поддержания своей экономической мощи, что, кстати, доказала и трагедия с атомной подводной лодкой К-141, а это в свою очередь означает, что величие России и ее потенциальная сила будут сдерживающе действовать на Запад и в особенности на США только до тех пор, пока оружие "не постареет". И времени осталось не так уж и много: "┘историческое время, отпущенное нам на строительство новой, равноправной системы международных отношений, ограничено сроками старения стратегических систем российского ракетно-ядерного оружия┘" (здесь и далее цитаты из Меморандума Владимира Никитина "О судьбе Союза России и Белоруссии"). И именно в этом - в построении новой системы межгосударственных отношений и может помочь России союз с Белоруссией. Ведь сегодня, несмотря на то что России "выделили приставное место в "большой семерке"", наша страна все равно находится на том же уровне, что и "неядерные" страны третьего мира и бывшие союзные республики. Таким образом, Россию избавляет от "гуманитарной интервенции" Запада лишь ее ядерный потенциал, в противном же случае "┘любая попытка ведения более или менее самостоятельной экономической политики была бы подавлена". Что ж, недавние бомбежки Югославии не позволяют в этом сомневаться. Белоруссия же является на сегодняшний день единственным реальным экономическим и военным партнером России, в то время как Россия является единственным возможным противовесом "мировому порядку".
После развала Советского Союза практически все его бывшие "части" испытывают большие сложности в экономическом и политическом плане, им всем необходима специальная политика, направленная на то, чтобы минимизировать экономические и социальные потери. Именно в рамках такой политики и начали создаваться такие "интеграционные узлы", как группа Центральноазиатских стран, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, Союз Белоруссии и России.
Интеграция в рамках Союза России и Белоруссии в экономическом плане уже в ближайшем будущем позволит создать сначала в рамках Союза, а затем и на международном уровне новую систему международных отношений - "┘позволит на этой основе наращивать объемы международной торговли, основанной на российском рубле, а не на долларе". Созданная в рамках Союза равноправная система обращения российского и белорусского рубля укрепит их и сделает конкурентоспособными. Ведь и проект "Единой Европы" строится на идее экономического равноправия и "...объективно противостоит идее "однополюсного мира", которую с таким желанием пытаются навязать американцы. И если Россия сможет встать на ноги и, в силу своих экономических и военно-политических возможностей, изменить расстановку сил на мировой арене, - Запад, уже почувствовавший угрозу своим интересам со стороны американского доллара, "по меньшей мере не будет препятствовать подобным попыткам".
Вопросам экономической интеграции России и Белоруссии подчинены и оборонные аспекты. Союз только увеличит военные возможности России за счет интеграции с белорусской армией, боеспособность которой достаточно высока. Такой союз поможет уменьшить риск военной угрозы, которая может появиться в случае создания на территории Прибалтики инфраструктуры НАТО, позволит устранить потенциальную угрозу создания "Балтийско-Черноморского" пояса изоляции России.
Союз стран в гуманитарной сфере позволит осуществить реальное сближение политической культуры двух стран, а без этого невозможно будет обеспечить достаточно широкий спектр экономического сотрудничества. "В Белоруссии накоплен большой опыт развития действительно автономной общественной деятельности, прежде всего в экологической сфере, однако подобная деятельность ведется в основном на западные, прежде всего европейские гранты", - говорит Владимир Никитин. Если Россия сможет найти возможность и предоставить Белоруссии альтернативу, хотя бы в рамках интеграционного союза, - Белоруссия вполне сможет стать неким "транзитным мостом между российскими и европейскими общественными инициативами", что в свою очередь только укрепит положение России и Белоруссии на мировой арене, а также сделает диалог с Европой более легким и плодотворным.
В конце концов союз России и Белоруссии - это отнюдь не попытка унификации всего, что есть в двух государствах, не слияние, но объединение, стратегическое, экономически и политически обоснованное партнерство, выгодное обеим сторонам. Ведь в то время, как США проводят тонкую политику создания "однополярного мира", реальность создает "мир триполярный" (США, Россия, Китай), в котором отношения между "полюсами" отнюдь не выяснены окончательно, и России в этом процессе выяснения отношений еще предстоит сыграть не последнюю роль. А вместе братские народы смогут противостоять любой экономической или политической силе, любой попытке сделать из России "сырьевой придаток" Запада.