Боевики пока выглядят бодро. Надолго ли?
Фото автора
СОСТОЯВШЕЕСЯ в нынешнем году объединение шести государств - России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Китая и Узбекистана - против международного исламского экстремизма не только не запугало, но даже не приостановило подготовку и проведение намеченных исламскими фанатиками на август военных операций. Свидетельством тому служат события в горах Сурхандарьинской области Узбекистана и в Алайском районе Киргизии.
Несмотря на относительную малочисленность своих отрядов, боевики с поражающим упорством оказывают сопротивление силовикам Узбекистана и Киргизии. Кто они, эти боевики? Фанатики-смертники, готовые отдать свои жизни во имя "великой исламской цели"? Впрочем, почему обязательно смертники? Смогли же они благополучно уйти от возмездия в прошлом году, будучи окруженными в Баткенском районе киргизскими силовиками.
Есть печальный повод вспомнить об этом - прошел ровно год после первой проведенной боевиками Исламского движения Узбекистана военной операции на территории Киргизии - операции столь же жестокой, сколь и бессмысленной.
Ранним утром 20 августа 1999 г. на гляциологическую станцию, расположенную на леднике Абрамова, ворвалась группа вооруженных людей. Судя по выправке, профессиональные военные, бородачи, говорившие на английском и таджикском языках. Собрав всех находящихся на станции 13 сотрудников, нежданно-негаданно ставших заложниками, пришедшие через переводчика предупредили: любая попытка оказать сопротивление грозит поголовным расстрелом. А от радиста потребовали связаться с Ташкентом и запросить вертолет якобы для неожиданно заболевшего сотрудника.
Радист словчил - стал уверять, что вызвать вертолет не представляется возможным.
Бандитов интересовало и то, сколько институт способен заплатить за освобождение своих сотрудников, ставших заложниками. Тут врать не пришлось: Среднеазиатский гидрометеорологический институт действительно беден.
А через два часа на станцию вошла еще одна группа боевиков, и их общая численность достигла 40 человек. Новые тоже были вооружены, но в основном это были молодые люди, говорившие по-узбекски и по-таджикски. Вели они себя вызывающе нагло: крушили все, что попадалось под руку - приборы, оборудование, домашний скарб, и уничтожили самое ценное, что было на станции, - научный архив.
Днем 21 августа персоналу станции предложили убраться, а сама станция, как сообщили бандиты, будет сожжена.
Полураздетые научные сотрудники, среди которых были и женщины, чтобы спуститься с ледника, отправились в путь длиной 70 км. Отойдя на километр, услышали мощный взрыв и поняли: их станции больше не существует. Уникальная станция на леднике Абрамова была сожжена дотла.
Материальный ущерб - десятки миллионов долларов. Уничтожен научный архив - результаты многолетних наблюдений. За прошедший год Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и другие страны региона уже успели в полной мере ощутить потерю научной станции, результаты наблюдений которой были так важны для этих государств.
События на леднике Абрамова были только началом драмы. Потом было взятие террористами в качестве заложников двух японских геологов, бои с киргизскими силовиками. Сопротивление, оказанное боевикам ИДУ, не дало им возможности выполнить главную задачу: спуститься с гор для захвата Ферганской долины. Больше того, они были окружены и могли бы быть уничтожены, однако руководство Киргизии предпочло уступить требованиям террористов, заплатив им за освобождение японцев 3 млн. долл. и предоставив членам бандгруппы коридор для выхода из окружения.
Последнее вызвало нескрываемое раздражение Узбекистана, появление явного холодка в отношениях между официальными Ташкентом и Бишкеком. Узбекская позиция была и остается твердой: никаких компромиссов с бандитами быть не может - только их полное физическое истребление.
Тогда, в прошлом году, Узбекистан утверждал, что мягкотелость киргизских силовиков, нежелание довести военные операции до конца позволят бандитам залечить свои раны в Афганистане и обнаглеть еще больше. Они вернутся, чтобы снова проливать кровь.
И вот они вернулись...
Ташкент