0
807
Газета СНГ Интернет-версия

25.08.2000 00:00:00

Между Москвой и Ашхабадом новая фаза конфронтации

Тэги: каспий


ПОСЛЕ ТОГО как встреча экспертов пяти прикаспийских государств - России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана, намеченная на 15 августа в Москве, из-за отказа Ашхабада и Тегерана участвовать в ней была отменена, история с определением международно-правового статуса Каспийского моря еще больше запуталась. Посол по особым поручениям, специальный представитель президента Туркмении по вопросам Каспия Борис Шихмурадов объяснил отказ Ашхабада от участия в московской встрече прикаспийских государств тем, что она "в сложившихся условиях может оказаться контрпродуктивной". Позицию Ашхабада поддержал и Тегеран. Сегодня и Туркмения, и Иран выступают с резкой критикой инициатив России по Каспию. Таким образом, впервые после развала СССР между Тегераном и Москвой возникает достаточно серьезное противостояние, и бассейн Каспийского моря вновь становится центром политических интриг. Что же стоит за нынешними политическими играми вокруг Каспия?

Сегодняшний ход событий невозможно было предсказать даже еще полгода назад. Сложность нынешних "каспийских игр" заключается в том, что сегодня в числе противников России оказались Иран и Туркмения, которые до недавнего времени считались союзниками Москвы в каспийском вопросе. В начале и середине 1990-х гг. Россия, Туркмения и Иран выступали с единых позиций, отвергая раздел Каспия по национальным секторам. Однако "каспийский союз" Москвы, Тегерана и Ашхабада против Баку и Астаны, выступающих за полный раздел моря, распался именно по вине России. Этот союз дал первую трещину 6 июля 1998 г., когда в Москве президенты России и Казахстана Борис Ельцин и Нурсултан Назарбаев неожиданно подписали соглашение о разделе дна северной части Каспийского моря между этими странами. Тогда Тегеран выступил против этого соглашения и сильно обиделся на Москву. Однако ельцинско-назарбаевское соглашение по Каспию было неожиданностью не только для Тегерана, но и для самого внешнеполитического ведомства России. Российские дипломаты, выступающие за сохранение единовластия Москвы на Каспии, до последнего момента надеялись, что их не подведет высшее политическое руководство собственной страны.

Сегодня аналогичная история вокруг Каспия повторяется. Правда, на сей раз партнером Москвы по "каспийской рулетке" выступает президент Азербайджана Гейдар Алиев. Москва неожиданно начала делать ставку в каспийском вопросе не на своих традиционных союзников - Ашхабад и Тегеран, а на Баку. В чем же секрет? Ведь до последнего времени Москва и Баку выступали с разных точек зрения в каспийском вопросе, и Россия обвиняла режим Гейдара Алиева в проведении проамериканской внешней политике. Но после прихода к власти Владимира Путина ситуация стала меняться. Россия начала ориентироваться на Азербайджан, а Азербайджан - на своего северного соседа. Именно с этим обстоятельством и связаны нынешние "перетасовки" вокруг Каспия. Москва наконец-то убедилась в том, что для укрепления своего влияния в Закавказье и Каспийском регионе надо опираться не на Армению и Туркмению, а на Азербайджан. Достаточно иметь в Баку промосковский режим, чтобы влияние России в Закавказье и Каспийском регионе восстановилось. Если Москва и Баку станут стратегическими партнерами, то Россия получит возможность закрыть Западу, и прежде всего США, дорогу к Каспию и в Центральную Азию. Поэтому сегодня отношения между Россией и Азербайджаном вновь сильно политизировались.

Это отражается и на каспийском вопросе. Сегодняшние инициативы России по Каспию носят не экономический, а чисто политический характер. Они направлены на защиту интересов Баку для того, чтобы руководство Азербайджана изменило свой внешнеполитический курс, переориентировавшись на Москву. Поэтому специальный представитель президента России в Каспийском регионе Виктор Калюжный недавно во время встречи с президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым предложил делить спорные между Азербайджаном и Туркменией месторождения Азери и Чираг по принципу "50 на 50".

Как и следовало ожидать, Ашхабад сразу же отказался от такого варианта, заявляя, что Азери частично, а Чираг полностью принадлежат Туркмении. Но сложность претензий Ашхабада к этим месторождениям заключается в том, что ни одно государство (естественно, кроме самой Туркмении) не признало Азери и Чираг туркменскими или спорными. Международный консорциум, куда входят ведущие нефтяные компании США и Европы, по-прежнему считает Азери и Чираг азербайджанскими и не намерен ни с кем делить эти нефтеносные площади. Ашхабад в лучшем случае может рассчитывать на помощь Ирана. Но вряд ли это облегчит положение Туркмении, так как сегодня ни один вопрос по Каспию невозможно решить без одобрения России.

Главная ошибка Тегерана и Ашхабада заключается в том, что они не стали воспринимать всерьез российские предложения, упрямо настаивая на своем. В частности, Иран по-прежнему наивно надеется на возможность равнодолевого участия в распределении ресурсов Каспийского моря. Принцип "равнодолевого и справедливого" участия всех пяти прикаспийских государств в распределении ресурсов Каспия предложен Туркменией и Ираном. Он предусматривает либо общее и равное пользование ресурсами Каспия всеми пятью прибрежными государствами, либо выделение по 20% каждому прикаспийскому государству.

Однако этот принцип противоречит национальным интересам России и Казахстана, которым принадлежит больше половины Каспия. Поэтому Москва и Астана, которым, согласно соглашению между этими странами от 6 июля 1998 г. принадлежит по 25% дна северной части Каспия, вряд ли согласятся с туркменско-иранским вариантом "равнодолевого и справедливого" деления Каспия - по 20% каждому. Поэтому вариант "равнодолевого" раздела Каспия для Ирана заманчив и привлекателен, но бесперспективен - сегодня его уже невозможно реализовать.

Туркмения и Иран из-за своих нереалистичных планов по Каспию, явно не отвечающих интересам России, просто могут испортить свои отношения с Москвой. Это говорит о том, что прикаспийские государства вступают в новую фазу конфронтации и вряд ли в ближайшее время удастся сдвинуть с мертвой точки решения вопроса о международно-правовом статусе Каспия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1032
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
874
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
812
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
528

Другие новости