НЫНЕШНИЕ боевые действия в горах Киргизии членов Исламского движения Узбекистана и их наемников (афганских талибов, представителей арабских государств, чеченцев и пр.) - это вторая попытка с боями пробиться на территорию Ферганской долины. Первая, неудачная, была осуществлена осенью прошлого года в Баткенском районе. Тогда во главе исламских террористов находился Абдували Юлдашев, в одном из ночных боев он был убит. В нынешнем году отряды боевиков повел Джумабай Ходжиев - один из наиболее авторитетных лидеров ИДУ.
Кто он? Почему стал непримиримым врагом демократического Узбекистана?
Джумабай Ходжиев больше известен как Джума Намангани. Служил в воздушно-десантных войсках в Афганистане, демобилизовался в 1989 г.
Вернувшись на родину, быстро приобрел репутацию "крутого" парня. В самом начале 1990-х гг. стал членом боевой исламской группы "Товба" ("Покаяние"). С момента возникновения группы ее целью было создание в Ферганской долине исламского государства, живущего по законам шариата. Члены группы обучались теории джихада в его ограниченном понимании - лишь как вооруженной борьбы с "неверными". Членами "Товбы" были совершены уголовно наказуемые преступления. Финансирование организации, ее вооружение обеспечивались за счет награбленных средств. Уже в 1992 г. группа ушла в подполье, ее активисты предпочли покинуть страну и вести подрывную работу против Узбекистана с сопредельных территорий.
Сбегает в Таджикистан и Джумабай Ходжиев, разыскиваемый правоохранительными органами Узбекистана за совершение целого ряда уголовных преступлений - от разбойных нападений и грабежей до заказных убийств. В Таджикистане он примкнул к борющимся против центрального правительства отрядам исламистов и стал ближайшим сподвижником организатора и главного лидера Исламского движения Узбекистана Тахира Юлдашева.
В феврале 1993 г. Джумабай вновь попадает в Афганистан, но теперь вместе с так называемым таджикским правительством в изгнании, возглавляемым Саидом Абдулло Нури и Ходжи Акбаром Тураджонзода. Эти лидеры оппозиции назначили его "амиром" Исламского движения возрождения Узбекистана (ИДВУ) и заместителем председателя Движения исламского возрождения Таджикистана (ДИВТ).
Находясь в Афганистане, Ходжиев проходит специальную подготовку в лагерях моджахедов в провинциях Тахар и Кундуз. Позже он посетит иранский Мешхед и пакистанский Пешавар. Именно здесь и происходит окончательная "шлифовка" образа Намангани как идейного борца за торжество веры. Он обзаводится обширными связями среди духовных авторитетов стран, в которых ему удалось побывать, но не ограничивается этим: с ним устанавливают контакты и представители спецслужб этих государств.
Вернувшись в Таджикистан, Джума Намангани организует в Каратегинской долине свой лагерь по подготовке боевиков. К 1997 г. он уже контролирует в Таджикистане значительные территории.
Сегодня Намангани - одна из наиболее видных фигур в ИДУ. Пользуется влиянием в Таджикистане среди участников Объединенной таджикской оппозиции, на стороне которой он сражался во время гражданской войны в стране. Считается другом и едва ли не родственником Мирзе Зиееву - в недавнем прошлом авторитетному полевому командиру Джаге, - позднее получившему в коалиционном правительстве Таджикистана пост руководителя Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Джуму Намангани называют мастером партизанской войны и тактики диверсионных операций. Его боевые группы отлично оснащены, имеют на своем вооружении не только почти все виды стрелкового оружия, но и несколько единиц БМП и БТР, а также ракетных установок "Град".
Основные базы Намангани располагались в Таджикистане, недалеко от киргизско-таджикской границы - в Ясманском ущелье Джиргатальского района и населенного пункта Хоит Таджикабадского района. Джип, которым он пользовался во время операции в Баткенте, имел алма-атинские номера.
Джума Намангани и его бойцы непосредственно вовлечены в наркотранзит по маршруту Афганистан-Таджикистан-Киргизия-Узбекистан. В этом вынужденно участвовали жители в подконтрольных Намангани районах Джиргаталя. Один из контрабандных путей этого участка проходит через чон-алайское местечко Карамык, которым боевики ИДУ овладевали трижды. Кроме нелегальной транспортировки наркотиков, Намангани активно участвует в контрабанде оружия, боеприпасов, а также золота и драгоценных камней, добываемых в Афганистане и Джиргатальском районе Таджикистана. Это позволило ему обзавестись домами в Афганистане и Пакистане, в частности в Кабуле, Кундузе, Талукане, Тавильдаре и Пешаваре.
Как свидетельствуют некоторые подчиненные Намангани, в его отрядах существует ряд своеобразных ограничений - таких, как, например, отказ от собственных имен и замена их в обращении ранее присвоенными личными номерами, малейшее нарушение принятых правил грозит смертью. Строго запрещены и несанкционированные контакты с гражданским населением или боевиками других полевых командиров. За действия, которые могут быть расценены Намангани как предательство, смерть грозит не только виновному, но и всем его близким.
Иногда среди своих подчиненных Джума бахвалится огромными суммами, которые ему направляются из-за границы. Но даже его боевики отмечают, что приверженность Намангани террористическим методам объясняется отнюдь не фанатичной верностью идее джихада - он работает за большие деньги и по указке зарубежных спецслужб. Некоторые считают его агентом спецслужб Саудовской Аравии.